165300 Архангельская обл., г. Котлас, ул. Кузнецова, 6а
тел/факс: (81837) 5-10-22 e-mail: kotlaslib@yandex.ru
Котласская
централизованная 
библиотечная система
17
Января
Родился Константин Сергеевич Станиславский (1863 - 7.8.1938), русский театральный деятель
Умер Варлам Тихонович Шаламов (18.6.1907 - 1982), русский писатель и поэт, автор "Колымских…
В 1947 году казнен Пётр Николаевич Краснов (22.9.1869, - 1947), генерал, один из лидеров белого…
Памятники Котласа
Памятники
Котласского района
Котлас в годы войны 1941-1945
Котлашане - Герои Советского Союза
Котлас литературный
Котлас в биографиях кинематографистов
Документы местного самоуправления
Сводный каталог периодики библиотек Котласа
«Лекарство от скуки»
«Детективный роман — это история не об убийстве, а о восстановлении порядка»
Филлис Дороти Джеймс
читать далее
Котлас литературный
Разделы проекта «Котлас литературный» расскажут Вам о писателях и поэтах, которые родились или какое-то время жили на территории Котласа...
читать далее
Услуги библиотеки
Помимо традиционных бесплатных услуг. Библиотека предоставляет дополнительные услуги по распечатке, копированию, ламинированию...
читать далее
90 лет центральной городской библиотеке
18 декабря прошёл День открытых дверей, в честь 90-летнего юбилея центральной городской библиотеки.
читать далее
Обзоры
Проекты
Услуги
События
Декабрь, день тридцать первый. Запах хвои и мандаринов, нетерпеливое ожидание, когда пробьет двенадцать, подарки...
Кстати, первыми преподносить друг другу дары в новогоднюю ночь стали древние римляне. Еще в 153 году до нашей эры. Тогда же начали складываться и первые приметы: каков первый день - таким будет и весь год. Потому и следовало в этот день веселиться, отложив все заботы, "одеваться красиво и во все новое"... В этот день 1699 года в России впервые готовились отметить Новый год на европейский лад. Указом Петра праздник переместился с сентября на январь. Диковинным было и то, что счет времени теперь надлежало вести не от сотворения мира, а от Рождества Христова. Вместо 7208 года на Руси наступал одна тысяча семисотый... В ночь под Новый, страшный, 1937 год в СССР реабилитировали... елку. Невинное хвойное дерево заклеймили как видовой признак опиума для народа в 1924-м. Сегодня в это трудно поверить, но существовала даже такая "общественная нагрузка": ходить в Рождество по домам и проверять, не предается ли кто-нибудь под елочкой тоске по буржуазному прошлому. С подачи кандидата в члены ЦК Павла Постышева елочку вернули в наши дома, правда, она стала символом не Рождества, а Нового года.
В 1902 году на сцене Московского Художественного театра состоялась премьера пьесы Максима Горького "На дне" в постановке Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко.
Успех был потрясающим: вскоре пьеса шла на сцене театров всего мира. 34-летний Горький к этому времени мог считаться популярным молодым писателем. Теперь же он стал мировой знаменитостью. До него никто так мгновенно не достигал такой славы. В этот год он впервые обратился к новому для себя жанру: первая пьеса "Мещане" была запрещена цензурой, в боях с которой пришлось отстаивать и "На дне". Горький первоначально дал пьесе имя "На дне жизни" и сократил его по совету Немировича-Данченко. Исходный замысел претерпел серьезные изменения: первоначально с наступлением весны обитатели ночлежки выходили на солнце, пели песни и забывали о ненависти друг к другу. В готовом варианте каждый из актов кончался смертью одного из героев. "Человек! Это звучит гордо!" - эту мысль автор вложил в уста главного персонажа пьесы Сатина. Его Горький писал с босяка, который пострадал из-за самоотверженной любви к сестре. Сыграть таких персонажей было непросто даже актерам Художественного театра. Сатина играл сам Станиславский, Барона - Василий Качалов, Луку - Иван Москвин, Настю - Ольга Книппер. Чтобы понять суть обитателей дна, постановщики и актеры в сопровождении писателя Владимира Гиляровского отправились на Хитров рынок. После нескольких проверок их провели в большую ночлежку - "мозг" Хитровки. Ее обитатели показались артистам милыми, приветливыми и гостеприимными людьми. Когда же была выставлена на стол закуска, то есть водка с колбасой, начался пир. Узнав цель прихода, босяки растрогались до слез: "Какой чести удостоились!" Но стоило только художнику театра о чем-то неодобрительно отозваться, что тогда поднялось! Люди перестали владеть собой и озверели. Посыпались ругательства, схватили - кто бутылку, кто табурет, замахнулись и ринулись на художника. Еще миг - и не уцелел бы. Спас всех дядя Гиляй, крикнувший громоподобным голосом пятиэтажную ругань, ошеломив сложностью ее конструкции не только актеров, но и ночлежников. Они остолбенели от неожиданности, восторга и эстетического удовлетворения. Настроение сразу изменилось. Начался бешеный смех, аплодисменты, овации, поздравления и благодарности за гениальное ругательство, которое спасло гостей от смерти или увечья. Рассказавший эту историю Станиславский говорит, что экскурсия на Хитров рынок лучше, чем всякие беседы о пьесе или ее анализ, разбудила его фантазию и творческое чувство. Теперь, делая чертежи и мизансцены или показывая артистам ту или иную сцену, он руководствовался живыми воспоминаниями, а не выдумкой, не предположением. Главный же результат экскурсии заключался в том, что она помогла почувствовать внутренний смысл пьесы. "Свобода - во что бы то ни стало!" - вот ее духовная сущность. Та свобода, ради которой люди опускаются на дно жизни, не ведая того, что там они становятся рабами.