Котлас в годы Великой Отечественной войны

Котласское военное аэросанное училище (танковое училище / училище самоходной артиллерии)

Приказ об образовании училища. | Фото с сайта «Солдат».
Николо-Коряжемский монастырь, где размещалось Котласское военное аэросанное училище. | Фото с сайта: koryazhma.ru
Александр Георгиевич Поликарпов, генерал-майор, начальник Котласского аэросанного (танкового) училища с 06.06.1942 по 31.01.1946 г.
Историческая . | Фото с сайта Киевскго высшего общевойскового командного училища им. М. В. Фрунзе.
Аэросани времен Великой Отечественной войны.
Танк «Т-70».
Самоходная артиллерийская установка «СУ-76».
Павел Станкус был одним из первых курсантов Котласского аэросанного училища. | Фото с сайта газеты «Литовский курьер».
Герой Советского Союза Губин Константин Яковлевич, командир батареи СУ-76 12-й самоходной артиллерийской бригады 69-й армии 1-го Белорусского фронта, лейтенант, был слушателем Котласского училища самоходной артиллерии с мая 1943 по февраль 1944 гг. | Фото с сайта «Герои страны».
Котласское военное аэросанное училище было сформировано по приказу народного комиссара обороны СССР И. Сталина № 0078 от 29 августа 1941 года. Согласно приказа надлежало сформировать к 5 сентября 1941 года Аэросанное Управление ГАБТУ Красной армии, а к 15 сентября 1941 года два военных училища в Соликамске и Котласе для подготовки личного состава аэросанных частей. Котласское военное училище предназначалось для подготовки следующего личного состава: 1000 человек механиков-водителей боевых аэросаней, 740 человек командиров боевых аэросаней, 260 человек командиров частей и подразделений боевых аэросаней (курсы переподготовки). Всего 2000 человек переменного состава. Состав курсантов училища был укомплектован шоферами, младшими командирами авиационных, артиллерийских, пулеметных и танковых частей, а также командирами, окончившими авиационные, артиллерийские и бронетанковые училища. Срок обучения и переподготовки установили два месяца, позже увеличили до трёх. Занятия приказано было начать 20 сентября 1941 года. Начальником училища был назначен Генерал-майор танковых войск Поликарпов Александр Георгиевич. Училище дислоцировалось в местечке Коряжма и его окрестностях в 43-х км восточнее города Котласа. Оно было создано практически на пустом месте за 20 дней со всей инфраструктурой: преподавателями, техникой, ангарами для хранения саней, заправками, мастерскими, казармами, полигоном, аэродромом, пекарней, банями и столовыми. Штаб училища размещался на территории Николо-Коряжемского монастыря. От деревни Копытово до Слободки стояли дощатые навесы, под которыми находились аэросани, которые охраняли часовые. Здесь начали подготовку специалистов для работы с такой необычной техникой как аэросани. Аэросани - наземное транспортное средство, скользящее на лыжах по снегу и льду, с авиамотором и воздушным винтом, в военное время оснащенное пулеметом Дегтярёва. Каркас аэросаней обшивался фанерой. Его передняя часть защищалась броневым щитом. Выпускались аэросани транспортно-десантные НКЛ-16 и боевые НКЛ-26. Аэросанные части довольно успешно действовали зимой 1940-го на финском фронте, решая задачи разведки, патрулирования и охраны объектов. Они несли патрульную службу на отдельных участках фронта, особенно на озерах, перебрасывали десантные группы, подвозили боеприпасы и непосредственно участвовали в боевых операциях. Специальные санитарные аэросани работали по оказанию первой медицинской помощи и по вывозке раненых с линии фронта в тыловые медсанбаты. С началом Великой Отечественной войны все имевшиеся аэросани были мобилизованы и активно использовались особенно первыми военными зимами. Их действия отличались быстротой и неожиданностью развертывания. Обладая скоростью и высокой проходимостью по снежному бездорожью, они внезапно атаковали застигнутого врасплох противника. Преимуществом боевых аэросанных подразделений было то, что их движение осуществлялось вне дорог, контролируемых противником. В условиях зимнего бездорожья, в морозы и метели проходить там, где не прошла бы другая техника. Это позволяло осуществлять рейды в тыл противника: уничтожались его тыловые опорные подразделения, перехватывались обозы с боеприпасами и продуктами питания. Аэросани порою служили единственным видом быстрого механизированного транспорта, обеспечивавшего связь, управление войсками и санитарную службу в условиях боевых действий. В связи с чрезвычайно короткими сроками были мобилизованы все имевшиеся исправные, ранее выпускавшиеся аэросани, на которых личный состав проходил практику и из которых были скомплектованы первые транспортные аэросанные батальоны. Этому способствовала наступившая ранняя снежная и морозная зима, позволившая уже в ноябре 1941 г. на ряде фронтов выполнять этим подразделениям ответственные задания командования. Пик активности аэросанных частей пришёлся на зиму 1942 - 1943 годов, в течение которой они широко применялись практически повсюду, от Кольского полуострова до Сталинграда. Занятия в Котласском военном аэросанном училище начались 20 сентября 1941 года. Обучались 200 курсантов Челябинского военно-авиационного училища. Курс обучения велся по ускоренной программе: тактика боя, устройство вооружения, материальная часть машин. Огневые стрельбы проводились ежедневно. Тренировались много, устраивали выезды до Сольвычегодска, Котласа и Яренска. Первый выпуск состоялся в декабре 1941 года. За период своего существования (сентябрь 1941 - июнь 1947) училище подготовило, сформировало и отправило на фронт: в зиму 1941 - 1942 годов - 20 отдельных боевых аэросанных батальонов, в зиму 1942 - 1943 годов - 30 отдельных боевых аэросанных батальонов, 3 отдельные аэросанные роты и 3 отдельные аэросанных взвода. С сентября 1941 по июнь 1943 года для аэросанных частей переподготовлено 1162 офицера, подготовлено 4594 младших командиров и рядовых. Кроме того, в 1942 году училище подготовило и отправило на фронт 1000 шоферов. Аэросанные подразделения из Коряжмы воевали на Ленинградском, Волховском, Карельском, Донском и 1-ом Белорусском фронтах. В летний период аэросанные части возвращались обратно в Коряжму. Но следующей зимой 1943 - 1944 годов бои шли преимущественно на Украине, а в последнюю военную зиму война переместилась в Европу, где снега было мало, а дорог много, и роль аэросаней снизилась. Войска оснащались новой танковой техникой, квалифицированных кадров не хватало. Поэтому 18 июня 1943 года училище приказом Заместителя Наркома обороны Маршала СССР А. М Василевского № 0381 было переформировано в «Котласское танковое училище» по профилю подготовки офицеров - командиров взводов легких танков Т-70. По железной дороге в Коряжму поступали советские танки, а также трофеи: пушки, фашистские танки «тигр» и «пантера», которые выставлялись около штаба и изучались курсантами. В ноябре 1943 года Котласскому танковому училищу вручено Красное Знамя с грамотой Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года. 1 апреля 1944 года директивой Генерального Штаба от 17 марта 1944 года училище переведено на профиль подготовки командиров взводов самоходной артиллерии СУ-76 с присвоением училищу наименования «Котласское училище самоходной артиллерии». С июня 1943 года по июнь 1947 года по танковому профилю и профилю самоходной артиллерии подготовлено 1487 офицеров. Храбро сражались на фронтах, защищая свою родину, выпускники училища. Двум из них было присвоено звание Героя Советского Союза. В мае 1943 года был направлен на переподготовку в военное училище Котласа Константин Яковлевич Губин, впоследствии командир батареи СУ-76 12-й самоходной артиллерийской бригады 69-й армии 1-го Белорусского фронта. 14 января 1945 года батарея СУ-76 лейтенанта Губина, прорвав оборону противника на западном берегу реки Висла в Польше подавила около 30 вражеских огневых точек, подбила два самоходных орудия, уничтожила до 100 вражеских солдат и офицеров. В этом бою САУ командира батареи была подбита и окружена врагами. Расчёт, до прихода помощи, отбил четыре атаки и уничтожил до 60 гитлеровцев. После боя лейтенант Губин с тяжелым ранением был эвакуирован в тыл. За этот бой 24 марта 1945 года К. Губину присвоено звание Героя Советского Союза. В 1944 году окончил Котласское танковое училище старший лейтенант Иван Игнатьевич Сизинцев в дальнейшем - командир батареи СУ-76 953-го лёгкого самоходного артиллерийского полка 5-й армии 3-го Белорусского фронта. За образцовое выполнение боевых заданий при освобождении Литвы Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. В соответствии с директивой Генерального Штаба ВС СССР 28 мая 1947 года «Котласское училище самоходной артиллерии БТ и МВ» и «2-е Киевское Краснознаменное училище самоходной артиллерии им. М. Ф. Фрунзе» в июне 1947 года объединены в одно училище, которому приказом Командующего БТ и МВ ВС СССР от 31 мая 1947 года присвоено наименование «Киевское Краснознаменное объединенное училище самоходной артиллерии имени Михаила Васильевича Фрунзе». Красное Знамя Котласского танкового училища находится в Москве в Центральном музее Вооруженных Сил. В память о Котласском танковом училище 8 мая 2015 года в городе Коряжма установлен памятник-аэросани.


Библиографический список:
  1. Ноговицын В. И танки наши быстры / Владимир Ноговицын // Коряжемский муниципальный вестник.— 2012.— 8 сент.— С. 3.
  2. Ноговицын В. За Отчизну свою: Коряжма военная / В. Ноговицын // Ноговицын В. Здравствуй, Коряжма!.— Архангельск, 2010.— С. 35-39.
  3. Иванов А. Совершенно секретно: лыжи, пулемет, мотор / А. Иванов // Литовский курьер.— 2010.— 22 апр.
  4. Уткин Е. Котласское аэросанное военное училище / Е. Уткин, Д. Пронина, Е. А. Байбородина // Двинские горизонты (исследования молодых летописцев Севера): Сб. материалов Мал. Стефан. чтений в рамках котл. гор. Ломоносов. чтений школьников [г. Котлас, 17 февраля 2007 г.].— Котлас, 2008.— С. 86-91.
  5. Овсянкин Е. И. Кузницы юных лейтенантов: завтра - 66 лет со дня начала Великой Отечественной войны / Е. И. Овсянкин // Правда Севера.— 2007.— 21 июня.— С. 15.
  6. Ноговицын В. Котласское военное аэросанное училище / В. Ноговицын // Не забывается такое никогда : сб. материалов краевед. чтений к 55-летию Победы [г. Котлас, 15 апр. 2000 г.].— Котлас, 2000.— С. 18-20.
  7. Евдокимов Б. Как трофеи в Коряжму попали / Б. Евдокимов // Двинская правда.— 1991.— 21 июня.— С. 2.