Котлас в годы Великой Отечественной войны

Школы в годы Великой Отечественной войны

Школа № 1. | Фото из музея школы № 1.
Выпуск 1941 года школы № 1. | Фото из музея школы № 1.
Выпуск 1942 года школы № 1. | Фото из музея школы № 1.
Выпуск 1945 года школы № 1. | Фото из музея школы № 1.
Работа по арифметике для испытаний в 4-х кл. в 1942-43 учебном году. | Фото из фондов Котласского краеведческого музея.
Контрольный диктант для 4 класса. 1943 г. | Фото из фондов Котласского краеведческого музея.
Школа № 2. | Фото из фондов Котласского краеведческого музея.
Школа № 3. |Фото из музея лицея № 3.
Выпуск 10 класса школы № 30 1940-41 учебного года, ушедший на фронт. | Фото из музея школы № 76.
22 сентября 1941 года, г. Котлас,  школа № 30 (ныне № 76). По призыву комсомола уходят добровольцами: слева направо первый ряд - Большаков Виктор, Низовцев Сергей, Погудин Николай, Логачев Виктор, верхний ряд - Мокрецов Вениамин, Дубровин Юрий, Прозоров Виктор. Вернулся с фронта только Н. Погудин, остальные погибли. | Фото из фондов Котласского краеведческого музея.
10 класс школы № 30 (ныне № 76). Мальчики едут на фронт. 1941 г. Котлас. | Фото из фондов Котласского краеведческого музея.

В Котласе к началу Великой Отечественной войны работало 7 школ, в том числе: 4 средние, 3 начальные. Средние школы Котласа времен войны: Школа № 1 в годы Великой Отечественной войны располагалась в поселке Лименда в двухэтажном деревянном здании. Школа № 2, была построена из красного кирпича (поэтому ее называли «красной школой»), находилась на улице Коммунальной (ныне улица Мелентьева). В настоящее время этой школы нет, в её здании располагается Котласский суд. Школа № 3 (ныне лицей № 3) размещалась в двух двухэтажных деревянных зданиях по улице Луначарского. Железнодорожная школа № 30 (ныне школа № 76) в кирпичном исполнении находилась, как и сегодня, на улице Калинина. Великая Отечественная война коренным образом изменила все сферы жизни города. Обстановка невиданной в истории войны сказалась и на деятельности школ. Многие из учащихся старших классов и учителей, в едином патриотическом порыве, ушли на фронт. Старшеклассники обивали пороги военкоматов, рвались на фронт, многие ушли на войну, не окончив школу. В старших классах часто оставались одни девочки. Война привела к значительному сокращению численности педагогических кадров, к изменениям в их составе. С уходом мужчин-преподавателей на фронт, возросла доля женщин в составе педагогического персонала школ. Школы города развернули широкую общественно полезную работу. Учителя и учащиеся с первых же дней войны принимали активное участие в строительстве оборонительных сооружений (рыли окопы и бомбоубежища), противовоздушной обороне (оборудовали на чердаках бочки с водой, ящики с песком и щипцами для борьбы с зажигательными бомбами). Помогали в уборке урожая в ближних колхозах, организовывали и проводили субботники. Занимались сбором денег в Фонд обороны, металлического лома, лекарственных растений, ягод и грибов для столовых города. Собирали теплые вещи для фронта, вязали варежки, носки, вышивали махорочные кисеты в подарок фронтовикам. Школьники создавали тимуровские отряды, которые брали шефство над семьями фронтовиков, особенно тех, в которых были погибшие на фронте. Большую помощь оказывали госпиталю, который действовал в городе в начале войны. Ученики школ стирали дефицитные в то время бинты, помогали перевязывать раненых, собирали для них книги, выступали пред ними с концертами художественной самодеятельности. Обучение проходило в сложных условиях, и затруднялось многими обстоятельствами: мобилизацией учителей в армию, большим количеством детей, прибывших в город в порядке эвакуации, использованием школьных зданий военными частями и госпиталями, нехваткой учебного инвентаря и иными причинами. В некоторых школах учились в три смены. Национальный состав учеников был очень разнообразен. В городе в силу исторических факторов жили представители очень многих национальностей. Учились вместе белорусы, украинцы, карелы, евреи, татары, немцы, поляки и другие народы. Многонациональному составу классов способствовала и эвакуация. При этом все национальности жили дружно, поддерживая друг друга. Предметом особой заботы являлось питание. В условиях тотального дефицита продуктов питания изыскивались различные способы для обеспечения учащихся пищей. В большую перемену всем ученикам выдавали 50 г хлеба и сладкий чай или хвойный напиток. Одной из причин, усугубляющих решение проблем школ, была нехватка одежды и обуви. Иногда дети из одной семьи ходили в школу по очереди, т.к. была лишь пара ботинок или валенок на 2-3 ученика. Условия военного времени наложили существенный отпечаток на учебно-воспитательный процесс в школе. Ощущался острый дефицит учебников, учебных пособий, письменных принадлежностей. Из-за недостатка бумаги использовались поля старых книг и газет, обои, ненужные документы. Ученические ручки заменялись самодельными палочками с приделанными к ним стальными перьями. Чернила изготавливали из печной сажи. Карандаши, если они были, резали на части, чтобы обеспечить всех учеников. Занятия проводили при керосиновых лампах и свечах. Учебные программы времен войны отличала определенная патриотическая направленность. Упор делался на воспитательную работу со школьниками в духе национальной гордости за Россию и русский народ. В школах вывешивались карты СССР, на которых отмечались линии фронтов - отступления наших войск, а потом линия наступления нашей армии и взятые города. По утрам на линейке сообщались сводки Советского Информбюро. Преподавание всех школьных предметов организовали в соответствии с требованиями военного времени - учебный материал каждого урока связывался с конкретными событиями Великой Отечественной войны. При изучении физики учащихся знакомили с применением электричества в военном деле, с работой двигателей в танках, самолетах, автомобилях. Основное внимание в программе по химии уделялось развитию необходимых навыков в противовоздушной химической обороне. Изучение ботаники содействовало привитию у учащихся сельскохозяйственных знаний и навыков. В программу по литературному чтению вводились произведения, рисующие борьбу русского народа с внешними врагами. На уроках русского языка сочинения писались не только на литературные, но и на общественно-политические темы, например: «Кем я хочу быть» или «Чем я помог фронту». При проведении диктантов использовался газетный материал, отражающий подвиги бойцов, комсомольцев и пионеров. Особое значение в годы войны придавалось преподаванию истории. Курс истории СССР подробно знакомил школьников с успехами русского военного оружия, талантливыми полководцами России, битвами, определявшими судьбу страны на долгие годы. Большое внимание в системе образования обращалось на военное обучение школьников. В школах была введена военная подготовка учащихся. Проводились строевые занятия, изучение средств и правил противовоздушной и противохимической защиты, санитарное дело. Работали военно-оборонные кружки: снайперов, автоматчиков, пулеметчиков, гранатометчиков, сандружинниц. Физической подготовке учащихся уделялось дополнительное время. Упражнения носили преимущественно военно-прикладной характер: ходьба на значительные расстояния, военизированные походы, марши, бег на выносливость, прыжки, строевая, лыжная подготовка, военно-физкультурные игры. С 1942/43 учебного года во всех школах страны был введен и специальный новый предмет - военное дело: начальная и допризывная подготовка в 5-10-х классах и военно-физическая подготовка в 1-4-х классах. Всё было направлено на подготовку дисциплинированных, физически крепких и выносливых юношей, овладевших военным делом, а также на подготовку девушек к выполнению обязанностей санитарных дружинниц. Огромное значение в школах военного времени отводилось трудовому обучению. В первые же дни войны отделы народного образования и руководители школ организуют школьников на оказание помощи сельскому хозяйству, промышленности и транспорту, чтобы заменить взрослых, мобилизованных в армию. В свободное от учебы время старшеклассники, мальчишки и девчонки, работали грузчиками на 46-м лесозаводе - выгружали пиломатериалы, на железной дороге - разгружали вагоны, в порту - баржи. Великая Отечественная война явилась периодом наивысшего напряжения духовных и физических сил всего народа. Люди, переживая огромные трудности, совершали массовые боевые и трудовые подвиги во имя победы над врагом. Школы внесли свой вклад в победу. Как все школы страны, школы Котласа в годы войны решали важнейшую задачу воспитания у молодого поколения любви к своей Родине и стремления к ее защите.


Библиографический список:
  1. Игумнова Г. А. Была в Котласе такая школа / Г. А. Игумнова // Вечерний Котлас.— 2013.— 4 окт.— С. 16-17.
  2. Николаева Н. «Никто не верил, что наших ребят заберут на фронт»: листая дневник ученицы школы № 76 / Н. Николаева // Вечерний Котлас.— 2013.— 28 июня.— С. 20-21.
  3. Милькова Н. Шагая славными дорогами нашей памяти / Н. Милькова // Двинская правда.— 2011.— 2 нояб.— С. 2.
  4. Виноградова Р. Наши мальчики за парты не сели / Р. Виноградова // Двинская правда.— 2008.— 20 июня.— С. 3.
  5. Антонюк С. Презентация, посвященная 100-летию школы № 76 / С. Антонюк // Малые Стефановские чтения : Сб. матер. гор. Ломоносовских чтений школьников [г. Котлас, 18 февр.2006 г.].— Котлас, 2007.— С. 10-13.
  6. Бакшеева С. М. Школа № 1 / С. М. Бакшеева // Кокорина, Д. А. Михейков остров.— Котлас, 2006.— С. 173-178.
  7. Нюхина В. А. Выпускники средней школы № 76 г. Котласа, погибшие на фронтах Великой Отечественной войны / В. А. Нюхина // Двинская земля : Материалы 3 межрегион. обществ.-науч. ист.-краевед. Стефан. чтений, посвящ. 100-летию Адмирала Флота Сов. Союза Н. Г. Кузнецова [г. Котлас, 10-11 апр. 2004 г.].— Вельск, 2004.— Вып. 3.— С. 145-148.
  8. Нюхина В. Они держали главный свой экзамен и в танковых боях, и в штыковых / В. Нюхина // Двинская правда.— 2004.— 7 мая.— С. 4.
  9. Нюхина В. А. Образование / В. А. Нюхина // Котлас: очерки истории. - Архангельск, 2001.— С. 135.
  10. Стрекаловская Т. Как живо в памяти всё это / Т. Стрекаловская // Двинская правда.— 2000.— 21 июня.— С. 3.
  11. Скаржинский Р. Здесь нам даны путевки в жизнь / Р. Скаржинский // Двинская правда.— 1996.— 3 февр.— С. 3.
  12. Некрасова Л. Путь открытий и откровений: школе № 76 - 90 лет / Л. Некрасова // Двинская правда.— 1996.— 12 янв.— С. 3.
  13. Чиркова А. А. Их подвигам жить / А. А. Чиркова // Двинская правда.— 1985.— 1 мая.— С. 6.
  14. Нюхина В. Мы должны это знать / В. Нюхина // Двинская правда.— 1985.— 12 марта.— С. 3.
  15. Ядрихинская Г. Дети войны / Г. Ядрихинская // Двинская правда.— 1981.— 20 июня.— С. 3.
  16. Логинов В. В годы суровых испытаний / В. Логинов // Двинская правда.— 1976.— 7 февр.— С. 3.
  17. Симонова Л. А. Помню... / Л. А. Симонова // Двинская правда.— 1976.— 7 февр.— С. 3.
  18. Лахтионова Г. Вспоминаю с благодарностью / Г. Лахтионова // Двинская правда.— 1973.— 3 февр.— С. 3.