Этот день в истории

9 декабря
В 1842 году прошло первое представление оперы Михаила Глинки "Руслан и Людмила" в петербургском Большом театре. Она была задумана еще при жизни Александра Пушкина, поэма которого послужила сюжетом оперы. Но премьера принесла автору ряд чувствительных огорчений. Публике и высшему обществу она не понравилась, а император Николай I после четвертого акта демонстративно покинул театр, не дождавшись конца представления. За 6 лет до этого, день в день, на той же сцене прошла премьера другой оперы композитора - "Жизнь за царя" ("Иван Сусанин"). Тогда композитора пригласили в императорскую ложу, где царь первым поблагодарил его. Исполнители оба раза были одни и те же, но восприятие совершенно разное. Когда Глинка обратился к управляющему личной канцелярией императора генералу Леонтию Дубельту, стоит ли ему идти на вызовы, тот ответил: "Иди. Христос страдал более тебя". И, тем не менее, в первый сезон представление прошло в столице 32 раза. Существует версия, что образ Черномора был воспринят как сатира на императора. При жизни автора поэмы в нем усматривали Александра I, теперь же - Николая I. Черномор появлялся на сцене под звуки марша, исполняемого духовым военным оркестром, а Николай был большим поклонником военных парадов. Так что, может, вовсе не из целей экономии театральная дирекция вскоре отказалась от оркестра на сцене и урезала марш. В любом случае император был задет новой оперой Глинки. Несколько лет оперу продолжали ставить, но потом она надолго исчезла из репертуара и была возобновлена только после смерти императора.
Астафьев Б. Глинка / Б. Астафьев.- М.: Музгис, 1950.-309 с. Орлов А. А. Глинка в Петербурге /А. А. Орлов.- Л.: Лениздат, 1970.-263 с.

Умер Дмитрий Сергеевич Мережковский (14.8.1866 - 1941) - русский писатель, поэт, литературный критик, переводчик, историк, религиозный философ, общественный деятель. Муж поэтессы Зинаиды Гиппиус. Яркий представитель Серебряного века, вошёл в историю как один из основателей русского символизма, основоположник нового для русской литературы жанра историософского романа. Мережковский (начиная с 1914 года, когда его кандидатуру выдвинул академик Н. А. Котляревский) неоднократно претендовал на соискание Нобелевской премии; был близок к ней и в 1933 году (когда лауреатом стал И. А. Бунин). Октябрьские события 1917 года вызвали яростный протест Мережковского. Он истолковал происшедшее как разгул "хамства", воцарение "народа-Зверя", смертельно опасного для всей мировой цивилизации, торжество "надмирного зла". Когда Юденич подходил к Петрограду, Мережковские ещё надеялись на свержение большевистской власти, но узнав о поражении Колчака и Деникина, решили бежать из России.
Мережковский Д. С. Было и будет. Дневник 1910 -1914. Невоенный дневник 1914 -1916 / Д. С. Мережковский.- М.: Аграф, 2001.- 512 с.- (Символы времени). Мережковский Д. С. Смерть богов. Юлиан Отступник / Д. С. Мережковский.- М.: Худ. лит., 1993.- 319 с.

Умер Роберт Шекли (16.7.1928 - 2005) - американский писатель-фантаст, автор нескольких сотен фантастических рассказов и нескольких десятков научно-фантастических романов и повестей. Мастер иронического юмористического рассказа. Один из самых оригинальных юмористов научной фантастики. Однажды один известный редактор научно-фантастического журнала, ознакомившись с несколькими рассказами начинающего автора, сказал молодому Шекли: "Я куплю каждое ваше слово, всё, что вы ни напишете, потому что я продам всё, что вы ни напишете". Шекли говорил, что это были одни из самых приятных слов для него. Его рассказы были настолько непредсказуемы, настолько остроумно вывернуты наизнанку, а идеи столь многочисленны и оригинальны, что ему часто задавали вопрос о приёме наркотиков и пользе наркотического опьянения для творчества. Шекли признал: было время, когда он принимал подобные средства, однако это никак не было связано с его творчеством. Он принимал их в тяжёлый период жизни, только чтобы чувствовать себя лучше. Для творчества же всегда требуется ясное сознание и чистый мозг. В конце жизни Шекли признал, что всё же один роман был написан им под воздействием наркотиков - "Хождение Джоэниса" (в др. пер. - "Путешествие в послезавтра"). Интересно, что по популярности это произведение занимает одно из последних мест из его произведений, что подтверждает слова писателя: для творчества наркотики не подходят.
Шекли Р. Абсолютное оружие: фантастические произведения / Р. Шекли.- М.: Эксмо-Пресс, 1999.- 432 с. Шекли Р. Избранное: сб. науч.-фантаст. произведений / Р. Шекли.- М. : Мир, 1991.- 477 с.