Этот день в истории

17 февраля
Умер Жан-Батист Мольер (13.1.1622 – 1673), величайший комедиограф Франции и новой Европы, создатель классической комедии, по профессии актёр и директор театра. "Я должен смешить людей, исправляя их", – любил повторять Жан-Батист Поклен, более известный как Мольер. Он ушел из месяц спустя после своего пятьдесят первого дня рождения. Сын королевского обойщика, Мольер служил при дворе Людовика XIV. Монарх был главным зрителем его пьес, не пропускавшим ни одного представления. Всячески покровительствуя Поклену, монарх не упускал возможности вмешаться в творческий процесс, cкажем так, не всегда дельным советом или пожеланием. И все же плюсов у такой опеки было больше, чем минусов. Расположение Людовика позволяло Мольеру писать социально-острые и смешные пьесы, разоблачая всех и вся, невзирая на лица. Имена мольеровских персонажей: Тартюф, Скапен, Гарпагон, Дон Жуан – став нарицательными, сделали бессмертным имя их создателя... Церковь не разрешила хоронить комедианта по христианскому обряду, и для того, чтобы тело было погребено как положено вновь, не обошлось без вмешательства короля. Мольер упокоился на кладбище Святого Иосифа, где обычно хоронили самоубийц и некрещеных детей.
Мольер Ж.-Б. Комедии / Ж.Б. Мольер.- М.: Правда, 1983.- 480 с. Мольер Ж.-Б. Тартюф, или обманщик. Мизантроп. Лекарь поневоле. Мнимый больной / Ж.-Б. Мольер. - Москва: Мир книги: Литература, 2007. - 320 с. - (Бриллиантовая коллекция).
В 1740 году, в этот день, когда в Петербурге была зарегистрирована самая низкая в истории города температура (минус 45 градусов по Цельсию), русская императрица Анна Иоанновна устроила забаву – свадьбу шута князя Михаила Голицына с шутихой Анной Бужениновой. Для свадьбы на берегу Невы, между Зимним дворцом и Адмиралтейством был построен Ледяной дом размером 17,1 х 5,3 х 6,4 метра. Все украшения дома, вплоть до игральных карт и цветов, а также баня, пушки, фигуры дельфинов и даже само брачное ложе для "молодоженов" были изготовлены изо льда. Анна Иоанновна любила необычные развлечения. Шутами она назначала кого угодно, в том числе князей - Голицына, Волконского, Апраксина… Каждое воскресенье, когда государыня утром возвращалась из церкви, они играли перед ней роль кур-наседок и кудахтали.
Лажечников И. И.	Ледяной дом: романы / И. И. Лажечников. - М.: Эксмо, 2007. - 736 с. Анна Иоанновна: Волконский М. Н. Князь Никита Федорович; Полежаев П. В. Бирон и Волынский.- М.: АРМАДА, 1994.- 766 с.
В 1852 году Эрмитаж был открыт для публики. Эрмитаж возник в 1764 году как частное собрание Екатерины II, после того как в Берлине она приобрела у берлинского коммерсанта И. Гоцковского коллекцию из 225 работ голландских и фламандских художников. Поначалу большинство картин размещалось в тихих и уединённых апартаментах дворца, получивших французское название "Эрмитаж" (место уединения). 17 февраля 1852 года состоялось торжественное открытие Нового Эрмитажа, одного из пяти связанных друг с другом зданий на Дворцовой набережной, построенных по проекту баварского архитектора Лео фон Кленце. По этому случаю в Эрмитажном театре был дан спектакль, а затем устроен праздничный ужин на 600 персон. Тогда же для публики был открыт и весь музей. К тому времени он насчитывал богатейшие коллекции памятников древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы, археологических и художественных памятников Азии, русской культуры VIII-XIX веков.
Шапиро Ю.Г. Эрмитаж / Ю.Г. Шапиро.- Л.: Искусство, 1980.- 230 с. Сокровища Эрмитажа.- М.: Издательство академии наук, 1949.- 350 с.