Этот день в истории

23 января
Родился Мари-Анри Бейль (1783 - 23.3.1842), французский писатель, один из основоположников психологического романа. В печати выступал под различными псевдонимами, наиболее важные произведения опубликовал под именем Стендаль. При жизни был известен не столько как беллетрист, сколько как автор книг о достопримечательностях Италии. В то время, когда Стендаль сформулировал свои эстетические взгляды, европейская проза находилась всецело под обаянием Вальтера Скотта. Передовые писатели предпочитали неспешное развёртывание повествования с обстоятельной экспозицией и пространными описаниями, призванными погрузить читателя в среду, где происходит действие. Подвижная, динамичная проза Стендаля опередила своё время. Он сам предсказывал, что его смогут оценить не ранее 1880 года. Максим Горький характеризовал стендалевские романы как "письма в будущее". И действительно, возрождение интереса к Стендалю пришлось на вторую половину XIX века. Поклонники Стендаля вывели из его произведений целую теорию счастья - т. н. бейлизм, который "предписывал не упускать ни одной возможности насладиться красотою мира, а также жить в ожидании неожиданного, находиться в постоянной готовности к божественной непредвиденности". Доскональный анализ психологических мотивировок героев, которым увлекался французский писатель, позволяет считать его непосредственным предшественником Льва Толстого.
Стендаль. Пармская обитель: роман / Стендаль.- М.: Худ. лит., 1982 - 414 с. Стендаль Красное и черное / Стендаль.- Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1983.- 544 с.
Во время гастролей в Гааге скончалась от плеврита Анна Павлова (12.2.1881 - 1931), русская артистка балета, одна из величайших балерин XX века. Несколько дней не дожила великая русская танцовщица до своего пятидесятилетия. Она не думала умирать, была готова выйти на сцену. Последними ее словами были: "Приготовьте мне костюм Лебедя…". Хореографическая миниатюра на музыку Камиля Сен-Санса "Лебедь" (название "Умирающий Лебедь" она получила позднее) была поставлена совместно с Фокиным и впервые исполнена Анной Павловой 22 декабря 1907 года. Эта миниатюра вошла в ее биографию навсегда, став символом нового русского балета. 25 января 1931 года, когда Лондон узнал о смерти великой балерины, в театре "Аполло" шел балетный спектакль. В память Анны Павловой оркестр исполнил музыку Сен-Санса при открытом занавесе. Сцена была пуста, лишь луч прожектора скользил по ней. Весь зал поднялся и стоял, пока не смолкли последние аккорды музыки. После смерти прах Анны Павловой был перенесен в Лондон, на этом настоял Виктор Дандре, утверждавший, что Павлова сама упоминала "о желательности такого варианта для похорон". После ее смерти уже было невозможно что-либо проверить. И прах Анны Павловой до сих пор покоится в крематории "Голдерс грин".
Русские богини. - Москва: Аст-пресс книга, 2008. - 328 с.: фото. Носова В. В. Балерины: [Анна Павлова, Екатерина Гельцер] / В. В. Носова .- М.: Мол. гвардия, 1983.- 286 с.