Этот день в истории

26 января
Родился французский писатель Эжен Сю (1804 - 3.8.1857), один из отцов "масскульта" и "бульварного романа". Эжен Сю был сыном видного медика, служившего при дворе "первого консула", как в то время именовался Наполеон Бонапарт. Крестной матерью ребенка была будущая императрица Жозефина. По примеру отца Сю выучился на врача и в качестве военного хирурга участвовал в 1823 году в экспедиции французской армии против испанских республиканцев, а в 1827-ом - в сражении при Наварине. После смерти отца, оставившего ему миллионное состояние, Сю стал жить очень широко и отдался исключительно литературе. Он начал в 1832 году с авантюрно-морских романов ("Атар-Гулл" и "Саламандра"), затем написал "Историю французского флота", а в дальнейшем перешел к романам историческим, авантюрно-социальным. Тогда-то, в 40-х годах XIX века и были написаны им "Парижские тайны" и "Вечный жид". "Парижские тайны" печатались на протяжении полутора лет (в 1842-1843 гг.) в газете "Журналь де Деба" и имели невиданный успех. Газета из номера в номер поднимала тираж, но его все равно не хватало. Поутру перед редакцией собирались толпы, жаждавшие продолжения. Неграмотные учились грамоте, чтобы прочитать "Парижские тайны". Роман читался и горячо обсуждался во всех слоях общества, но особенно - среди рабочих и ремесленников. Почту от них несли Эжену Сю мешками, и дело доходило до коллективных писем, в которых рабочие сравнивали его с Иисусом Христом. Сегодня только имея большое желание, можно найти в "Парижских тайнах" социалистические идеи, но в тогдашней Франции роман однозначно воспринимался всеми как социалистическая пропаганда.
Сю Э. Парижские тайны:  роман. Т.  1.  / Э. Сю.- Махачкала: Даг. кн. изд., 1991.-720 с. Сю Э. Жан Кавалье : роман / Э. Сю.- М.: Останкино, 1991.- 416 с.
В этот день 1924 года соответствующим приказом начальника Московского гарнизона был учрежден Пост №1, пост Почетного караула (двое часовых) у Мавзолея Владимира Ильича Ленина. До 1935 года постоянную вахту на Красной площади несли курсанты Объединенной командной школы имени ВЦИК, находившейся в Кремле, затем солдаты кремлевского гарнизона. Первые часовые встали на помосте около гроба с телом Ленина на Красной площади в 16 часов 27 января 1924 года. Когда гроб с телом вождя внесли в Мавзолей, часовые замерли у входа. Они менялись через каждый час по бою Кремлевских курантов, под второй перезвон. С 1935 года и до последнего времени почетный караул формировался из солдат специального кремлевского гарнизона. В разные времена в его штате значилось различное число караульных: приблизительно от одного до полутора взводов (порядка 30-50 человек). Караульные на специальном макете были до автоматизма обучены слаженным движениям, сложным ружейным приемам, а также умению проходить от Спасских ворот до "точки" ровно за две минут 35 секунд, делая 210 шагов. После событий 3-4 октября 1993 года несение караульной службы у Мавзолея было прекращено. Новым постоянным местом главного Почетного караула страны стала могила Неизвестного солдата в Александровском саду в Москве. Здесь у Вечного огня Почетный караул стоит ежедневно с 8 до 20 часов. Караульную службу на Посту № 1 несут военнослужащие Президентского полка.
Абрамов А. С. Мовзолей Ленина / А. С. Абрамов.- М.: Моск. рабочий, 1980.- 144 с. Хан-Магомедов С. О. Мавзолей / С. О. Хан-Магомедов.- М.: Просвещение, 1972.- 127 с.
Ушла из жизни великая русская актриса Любовь Петровна Орлова (11.2.1902 - 1975). В раннем детстве она получила от Льва Толстого в подарок книгу "Кавказский пленник" c дарственной надписью: "Любочке". На детском балу ее с восторгом поднимал на руки сам Федор Шаляпин. Все это не случайно - Любовь Орлова, и это долго и тщательно скрывалось, была родом из знаменитой дворянской семьи Орловых… Получив музыкальное и хореографическое образование, она во всех своих фильмах - "Цирк", "Веселые ребята", "Весна", "Светлый путь" - была абсолютно органична. Образ актрисы стал символом женской красоты целой эпохи. Практически всю свою кинокарьеру Любовь Петровна боролась за то, чтобы выглядеть на экране красивой. С годами это превратилось чуть ли не в маниакальную болезнь. В числе первых из советских киноактрис она стала прибегать к пластическим операциям, а из поездок за границу всегда привозила специальные кремы для лица и рук. Именно из страха показаться некрасивой Любовь Орлова панически боялась фотографироваться. А еще она всегда скрывала свой истинный возраст.
Сааков Ю. С. Любовь Орлова: Суперзвезда на фоне эпохи  / Ю. С. Сааков. - Москва: Алгоритм, 2007. - 317 с.: ил. - (Юбилеи). Романов А. Любовь Орлова / А. Романов.- М.: Искусство, 1987.- 241 с.