Памятники архитектуры


Собор Благовещения Пресвятой Богородицы (Благовещенский собор)

Благовещенский собор в Сольвычегодске. Фото С. Гладких. 2010 г. Благовещенский собор в Сольвычегодске. Фото И. Веселовой. 2011 г. Благовещенский собор в Сольвычегодске. Фото А. Филимонова. 2011 г. Благовещенский собор в Сольвычегодске. Фото А. Филимонова. 2011 г. Благовещенский собор в Сольвычегодске. Фото А. Филимонова. 2011 г. Благовещенский собор в Сольвычегодске. Фото И. Веселовой. 2011 г. Фрески на закомарах Благовещенского собора в Сольвычегодске Фото И. Веселовой. 2011 г. Фрески на закомарах Благовещенского собора в Сольвычегодске. Фото И. Веселовой. 2011 г. Иконостас Благовещенского собора в Сольвычегодске. 1690-е гг. Фото О. Анисимовой. 2012 г. Молельное, ктиторское место Строгановых 1693 г. Фото О. Анисимовой. 2012 г. Фрески Благовещенского собора Сольвычегодска. Фото О. Анисимовой. 2012 г. Фрески Благовещенского собора Сольвычегодска. Фото О. Анисимовой. 2012 г. Паникадило-хорос XV-XVI вв. Фото О. Анисимовой. 2012 г.

Адрес: Архангельская область, Котласский район, город Сольвычегодск, пер. Музейный Описание памятника: Благовещенский собор города Сольвычегодска - один из древнейших памятников каменной архитектуры Русского Севера, выдающийся памятник северного зодчества; яркий образец нового типа русской каменной архитектуры, возникшего в XVI в. на смену широко распространенной четырехстолпной системе. Включает в себя архитектуру XVI и XIX веков. Кирпичное, оштукатуренное здание - характерный для XVI в. городской храм крупных размеров, трехапсидный и пятиглавый, поставленный на высокий подклет, и окруженный галереей с приделами. Благодаря постановке на подклет основной объем здания, размерами 36 х 32 м., возносится вверх на 33 м. Его массивные стены решены в суровом средневековом духе и почти лишены декора; толщину их подчеркивают сильно выступающие наподобие контрфорсов лопатки. Они членят стены основного объема на обособленные прясла, завершенные большими полукружиями закомар, по которым шла первоначально кровля. Завершен храм пятью световыми восьмигранными барабанами (центральная несколько крупнее угловых) с восьмидольными главками и крестами. Три полукруглые аспиды (центральная слегка больше боковых) достигают более чем половины высоты храма. На центральную аспиду поставлена небольшая глава с восьмигранным барабаном и луковичкой и крестом. В декоре главное место принадлежит узорному поясу из поребрика, валиков, волчьего зуба. Необычность объемно-композиционного построения собора довершает своеобразная церковь-колокольня, поставленная на северо-западном углу галереи в виде граненого столпа с открытым звоном и главкой. Два её яруса сохранилось: нижний с плоскими арочными нишами и второй с лопатками и маленькими окнами. На колокольне висело 12 колоколов, каждый из которых имел собственное имя. Немногие из колоколов были перенесены на огромную позднеклассическую колокольню, построенную в 1819-1826 годах на месте более скромной по размеру первоначальной. Это тяжеловесное и парадное сооружение состоит их двух массивных четырехгранников и крупного цилиндрического яруса звона, увенчанного высоким вздымающимся шпилем. Внутреннее пространство основного храма двустолпное. Сводчатые перекрытия преимущественно коробовые. Сохранились иконостасы главного храма и приделов, фрески, предметы декоративно-прикладного искусства. Дата постройки: 1560-1584, 1819-1826 годы. Исторические сведения: К концу 1560-х годов Аника Федорович Строганов с сыновьями и внуками владел большими материальными, производственными и людскими ресурсами. Будучи уже в преклонном возрасте, он задумал построить храм - благодарение Богу за свой успех и талант, в вечное поминовение предков и всего рода. Строгановы построили свой собственный домовый храм для себя и своих людей, сами содержали большой штат священнослужителей. Строили "своею казною" все представители строгановской династии. Строительство храма началось в 1560 году. В 1584 году он был освящен как домовая церковь семьи Строгановых. С начала XVIII века собор стал городским приходским храмом. Внешний декор его сильно изменился в связи с пожаром 1819 года. Сгорели приделы собора, и частично разрушился сам собор. Серьезной перестройке подверглись северная и южная галереи, с восточной стороны появились контрфорсы. С южной стороны была пристроена теплая церковь, у северо-западного угла храма вместо прежней колокольни, бывшей в башне, в 1826 году воздвигнута новая колокольня, через которую был сделан вход в собор. С 1 мая 1919 года в здании Благовещенского собора находится Сольвычегодский музей.

Литература:
  1. Субботина С. Н. Во славу Господа - на память о себе! / С. Н. Субботина // Двинская правда. - 2014. - 22 июля. - С. 2.
  2. Мехреньгина З. Н. Чем богато "захолустье"? / З. Н. Мехреньгина // Музей. - 2009. - № 9. - С. 34-38: цв.ил.
  3. Крюкова Е. Реставраторы воссоздали фрески / Е. Крюкова // Двинская правда. - 2008. - 17 окт. - С. 6.
  4. Мильчик М. Каменная архитектура Севера в эпоху Древней Руси / М. Мильчик // Искусство. - 2008. - 1-15 сент. - С. 4-7: цв.ил.
  5. Ноговицын В. В. "Господь благословил, чтобы сии кресты являлись защитой храма, Сольвычегодска и всех горожан": [идет реставрация Сольвычегодского Благовещенского собора] / В. Н. Ноговицын // Трудовая Коряжма. - 2006. - 8 авг . - С. 3.
  6. Зуева Ю. Почему стоит посетить Сольвычегодск / Ю. Зуева // Двинская правда. - 2002. - 20 июля - С. 2.
  7. Носкова В. Сольвычегодские иконы сбросили пыль веков / В. Носкова // Двинская правда. - 2001. - 29 июня. - С. 1.
  8. Брумфилд В. К. Сольвычегодск - столица империи Строгановых: сборник / В.К. Брумфилд // Россия на пороге ХХI века: стратегические интересы и актуальные проблемы России на Европейском Севере. - Архангельск, 2001. - С. 57-71.
  9. Брумфилд У. К. Поздняя средневековая архитектура в Сольвычегодске и ее влияние на церковное убранство на Русском Севере / У.К. Брумфилд // Европейский Север России: прошлое, настоящее, будущее: Материалы междунар.науч.конф. - Архангельск, 1999. - С. 229-241.
  10. Котяхова О. Благовещение / О. Котяхова // Двинская правда. - 1998. - 7 апр. - С. 3.
  11. Тайны Благовещенского собора // Двинская правда. - 1992. - 3 июля. - С. 3.
  12. Ноговицын В. У Соли Вычегодской / В. Ноговицын ; худож. Ю. И. Чирков. - Котлас, 1992. - С. 12-14.
  13. Булкин В. Сольвычегодские соборы / В. Булкин, О. Овсянников // Памятники Архангельского Севера.- Архангельск, 1991.- С. 71-84.
  14. Субочев С. А. Каменная летопись Сольвычегодска / С. А. Субочев // Двинская правда. - 1991. - 27 марта. - С. 3.
  15. Бочаров Г. Сольвычегодск. Великий Устюг. Тотьма / Г. Бочаров, В. Выголов.- М., 1983.- С. 24-68.
  16. Брайцева О. И. Сольвычегодск конца XVII века / О. И. Брайцева // Архитектурное наследство. - М., 1976. - Вып. 24. - С. 76-82.
  17. Башарина А. Из глубины веков... / А. Башарина // Двинская правда. - 1968. - 11 дек. - С. 2-3.
  18. Подъяпольский С. С. Сольвычегодск / С. С. Подъяпольский // Подъяпольский С. С. По Сухоне и Северной Двине. - М, 1968. - С. 52-66.
  19. Селезнев А. Белая сказка из камня / А. Селезнев // Правда Севера. - 1966. - 8 февр. - С. 4.