Памятники архитектуры


Собор Введения во храм Пресвятой Богородицы (Введенский собор)

Введенский собор в Сольвычегодске. Фото О. Анисимовой. 2012 г. Введенский собор в Сольвычегодске. |Фото И. Веселовой. 2011 г. Введенский собор в Сольвычегодске. Фото О. Анисимовой. 2012 г. Введенский собор в Сольвычегодске. Фото О. Анисимовой. 2012 г. Введенский собор в Сольвычегодске. Фото О. Анисимовой. 2012 г. Введенский собор в Сольвычегодске. Фото О. Анисимовой. 2012 г. Введенский собор в Сольвычегодске. Фото О. Анисимовой. 2012 г. Введенский собор в Сольвычегодске. Фото О. Анисимовой. 2012 г.
Введенский собор в Сольвычегодске. Фото О. Анисимовой. 2012 г. Введенский собор в Сольвычегодске. |Фото И. Веселовой. 2011 г. Введенский собор в Сольвычегодске. |Фото И. Веселовой. 2011 г. Введенский собор в Сольвычегодске. Фото О. Анисимовой. 2012 г. Введенский собор в Сольвычегодске. Фото О. Анисимовой. 2012 г. Введенский собор в Сольвычегодске. Фото из фондов Сольвычегодского историко-художественного музея. 1920-ые гг.

Адрес: Архангельская область, Котласский район, город Сольвычегодск, ул. Курортная Описание памятника: Собор, поставленный на высокий подклет, представляет собою вытянутый в высоту четверик с окнами в три яруса с трехаспидным алтарем и с пятью главами, увенчанными ажурными золочеными крестами. Ажурная двухэтажная галерея, охватывающая храм с трех сторон, первоначально была открытой. Зрительно это очень облегчало нижнюю часть здания, благодаря чему верх словно парил над легкой двухъярусной аркадой. Обычных в таких случаях приделов, завершающих галерею с юго-востока и северо-востока, в соборе нет. Далеко выдвинутый на восток алтарь уравновешивается богато орнаментированным крыльцом в западной части здания, в общей композиции которого отчетливо читается сдвиг основного объема к востоку. При отсутствии внутренних столбов центральная и боковые главы собора сделаны световыми, открытыми внутрь, благодаря уникальной, не встречающейся до сих пор на Руси конструкции перекрытия. Храм перекрыт сводом усложненной конструкции, представляющим комбинацию сомкнутого четырехлоткового свода с врезанными по главным осям здания распалубками. В центре и над углами свода размещены граненые барабаны глав. Эта конструкция дала возможность создать необычайно просторный и развитый в высоту храм, лишенных каких-либо промежуточных опор, максимально насыщенный светом и воздухом. Парадно-торжественный вид собора усиливает роскошное и нарядное декоративное убранство. Столь пышного наружного декора с резным белым камнем и полихромными изразцами более не встречается в архитектуре Севера. Фасады здания членятся по горизонтали на ярусы широкими антаблементами, которые завершают также каждый из этажей галерей. Межоконные простенки собора и устои галерей украшают приставные колонки коринфского ордера. Антаблементы и колонки из камня четко выделяются на фоне красных кирпичных стен, определяя строго ритмическую структуру внешнего облика всего сооружения. В верхних ярусах храма и галереи колонки витые, а на крыльце покрыты сочным рельефным орнаментом из виноградной лозы по образцу деревянной резьбы иконостасов той эпохи. Украшением интерьера является семиярусный иконостас, изготовленный московским резчиком Григорием Ивановым с артелью в 1693 году. Иконы для этого иконостаса писал в 1693 году строгановский иконописец Степан Нарыков. Собор построен в стиле "московского барокко". Это один из немногих сохранившихся соборов подобного стиля. Дата постройки: 1689-1693 годы. Исторические сведения: Работы по сооружению нового каменного собора взамен сгоревшего 1688 году деревянного ("благословенная грамота" была получена 19 мая 1688 г.), велись с 1689 по 1693 годы. Инициатором строительства каменного собора был Григорий Строганов. На храмовых работах трудилось более 400 рабочих. Наиболее сложные детали убранства делались в Москве, а к Соли Вычегодской привозились в ящиках, обитых войлоком. Судьба Введенского собора бывшего Введенского монастыря оказалась не совсем удачной. В восемнадцатом веке рухнули все пять глав собора вместе с крестами, и при падении повредили декоративные детали фасада. Позднее, в 1883 году от сильного ветра на своды упал крест весом в тридцать пудов. В 1920 году Введенский собор передали Сольвычегодскому музею. В 1930 году колокольня, ограда и часть монастырских строений собора были сломаны, так как комиссия решила, что они не имеют художественного значения. В 1943 году Введенский собор благодаря просьбам верующих и разрешению властей приходу вернули. В настоящее время Введенский собор является действующим.

Литература:
  1. Мехреньгина З. Н. Чем богато "захолустье"? / З. Н. Мехреньгина // Музей. - 2009. - № 9. - С. 34-38: цв.ил.
  2. Мильчик М. Каменная архитектура Севера в эпоху Древней Руси / М. Мильчик // Искусство. - 2008. - 1-15 сент. - С. 4-7: цв.ил.
  3. Антипина Ю. Подумайте о душе! / Ю. Антипина // Вечерний Котлас. - 2005. - 4 авг. - С. 8.
  4. Зуева Ю. Почему стоит посетить Сольвычегодск / Ю. Зуева // Двинская правда. - 2002. - 20 июля - С. 2.
  5. Брумфилд У.К. Поздняя средневековая архитектура в Сольвычегодске и ее влияние на церковное убранство на Русском Севере / У.К. Брумфилд // Европейский Север России: прошлое, настоящее, будущее: Материалы междунар.науч.конф. - Архангельск, 1999. - С. 229-241.
  6. Котяхова О. Введенский храм в Сольвычегодске / О. Котяхова // Двинская правда. - 1998. - 2 дек. - С. 3
  7. Ноговицын В. У Соли Вычегодской / В. Ноговицын ; худож. Ю. И. Чирков. - Котлас, 1992. - С. 15-16.
  8. Булкин В. Сольвычегодские соборы / В. Булкин, О. Овсянников // Памятники Архангельского Севера.- Архангельск, 1991.- С. 71-84.
  9. Субочев С. А. Каменная летопись Сольвычегодска / С. А. Субочев // Двинская правда. - 1991. - 27 марта. - С. 3.
  10. Бочаров Г. Сольвычегодск. Великий Устюг. Тотьма / Г. Бочаров, В. Выголов.- М., 1983.- С. 72-79.
  11. Брайцева О. И. Сольвычегодск конца XVII века / О. И. Брайцева // Архитектурное наследство. - М., 1976. - Вып. 24. - С. 76-82.
  12. Подъяпольский С. С. Сольвычегодск / С. С. Подъяпольский // Подъяпольский С. С. По Сухоне и Северной Двине. - М, 1968. - С. 52-66.