Памятники архитектуры


Туровецкий комплекс (Туровецкий погост)

Ансамбль церквей на Туровце. Фото В. В. Мелентьевой. 2010 г. Ансамбль церквей на Туровце. Фото В. В. Мелентьевой. 2010 г. Ансамбль церквей на Туровце. Фото С. Гладких. 2010 г. Ансамбль церквей на Туровце. Фото Е. Шашурина. 2010 г.

Адрес: Архангельская область, Котласский район, Туровецкий погост Описание памятника: Ансамбль культовых построек, состоящий из деревянной Богоявленской церкви и каменной Успенской церкви, обнесен деревянной оградой и расположен на высоком берегу надпойменной террасы Северной Двины. К югу за оградой ансамбля размещаются жилые избы служителей церкви. Определенная иррациональность в выборе конструктивных приемов и решений архитектурных фасадов церквей , расположенных вдали от крупных поселений и транспортных коммуникаций, дают основание полагать, что строителями церквей были местные мастера. Дата постройки: Ныне существующие церкви были построены: Богоявленская церковь в 1780 году, Успенская церковь в 1815 году. Исторические сведения: Появление первого поселения на месте существующего ансамбля церквей относится к XV веку, когда переселенцы основали здесь укрепленное городище и поставили первую деревянную церковь. Расположенное на берегу Северной Двины городище на протяжении столетий разрасталось, а ветшавшие деревянные церкви сменялись новыми. С годами русло реки отошло далеко на восток. Поселение стало распадаться. Но церкви по-прежнему обновлялись и оставались на том же месте. С 1532 года было построено 8 храмов. Три храма сгорели, три были разобраны по ветхости, а два сохранились до настоящего времени. В 1890 году в Туровецком приходе числилось 18 деревень с количеством дворов 165 и населением - 1306 человек. Это единственный на территории района приход русской православной церкви, не закрытый советской властью в начале прошлого века. Лишь в 1923 году часть церковной утвари была изъята для помощи голодающим Поволжья. С 1925 года на Туровец ездили богомольцы со всего Котласского района. В войну 1941-1945 годов частично были сняты колокола и сданы на переплавку. Службы с 1937 по 1942 годы не велись, не было священников. Храмы охраняли монахини. В 1960 году по указанию раисполкома закрыли Богоявленскую церковь, на 30 лет. До сих пор верующие приезжают на поклонение месту явления Богородицы, набрать святой воды из источника.

Литература:
  1. Сухарева В. А. Памяти пострадавших за веру Христову / В. А. Сухарева, О. Ф. Чупрова // Двинские горизонты (исследования молодых летописцев Севера) : Сб. материалов Мал. Стефан. чтений в рамках котл. гор. Ломоносов. чтений школьников [г. Котлас, 25 февраля 2010 г.]. - Котлас, 2011. - Вып. 4. - С. 131.
  2. Мелентьева В. В. История восьми туровецких храмов / В. В. Мелентьева // Двинская земля : Материалы 6 межрегион. обществ.-науч. ист.-краевед. Стефан. чтений, посвящ. 85-летию Котласского района, 10-летию движения краеведов "Северное трехречье" [г. Котлас, 21-22 марта 2009 г.]. - Котлас, 2010. - Вып. 6. - С. 241-244.
  3. Мелентьева В. В. Туровец. Святая Русь. Святое место... / В. В. Мелентьева. - 2-е изд., испр. и доп. - Котлас , 2009. - 100 с. : цв.ил, фото.цв.
  4. Шаповалова Л. Благодатное это место - Туровец / Л. Шаповалова // Двинская правда. - 2003. - 19 сент. - С. 7.
  5. Шаповалова Л. Удивительные творения деревянного зодчества / Л. Шаповалова // Правда Севера. - 2003. - 23 авг. - С. 6.
  6. Кудрин Н. М. Туровец / Н. М. Кудрин // Двинская правда. - 1990. - 19 янв . - С. 3.
  7. Каптиков А. В стиле русского барокко / А. Каптиков, Н. Алещенко // Двинская правда. - 1989. - 19 июля. - С. 3; 22 авг. - С. 3; 5 сент. - С. 3