Адрес: Архангельская область, город Котлас, улица Маяковского, дом 3.
Описание памятника: Каменное трёхэтажное здание построено в имперском стиле – неоклассицизм. Композиция здания строго симметричная, с полузамкнутым внутренним двором – атриумом. В основу образного решения здания положены приемы сочетания архитектурно-конструктивных деталей, заимствованных в классической ордерной системе.
Колоннада, несущая антаблемент входного портика, является определяющим художественным элементом главного фасада здания. На фризе антаблемента – барельефный текст: «Управление Печорской железной дороги», на фронтоне – барельефная композиция из развевающихся знамён. При оформлении карниза использован ленточный орнамент. Оформление боковых фасадов наружных стен задано ритмом полуколонн, оконных проемов и картушей с советской символикой на тему индустриализации страны.
Объём здания – 48000 кубометров, площадь – 12000 кв. м. Высота этажей здания в полтора раза превосходит высотные размеры этажей современных построек.
В основе интерьера здания коридорная схема. В комнатах, коридорах, залах оштукатуренные стены сочетались с белыми и позолоченными лепными украшениями на потолках: розетками, ленточным орнаментом. У начала лестницы с обеих сторон – белые мраморные колонны. Того же цвета, что и лестница, мраморные подоконники окон. Во всех помещениях паркетный пол.
Дата постройки: 1954.
Исторические сведения:
Управление Северо-Печорской железной дороги создано в Котласе в военном 1942 году, Северо-Печорская железная дорога (с 17 июня 1946 года Печорская железная дорога) была достроена и вступала в эксплуатацию, нужны были кадры для её управления. Из Ленинграда в город в полном составе был переброшен аппарат Ленинградской железной дороги, который в условиях блокады не мог выполнять свои функции. Штаб дороги вначале ютился в шести неприспособленных зданиях. После войны было принято решение строить для управления специальное здание.
Строительство объекта совпало с драматическим периодом истории страны. Возведение здания велось заключенными Главного управления лагерей железнодорожного строительства в 1950-1954 годы. На строительстве работали заключенные с большими сроками, в большинстве политические.
К 1 мая 1954 года службы управления дороги разместились в отведенные им кабинеты.
Это было первое в городе здание (не считая Лименду) с канализацией, водопроводом, паровым отоплением.
По широким мраморным лестницам простиралась огромная «кремлевская» дорожка. На стенах в длинных коридорах, в кабинетах висели картины – копии картин великих русских художников. Многие из них – в тяжелых золоченых рамах.
Внешний облик сооружения, дошёл до нас в лучшем, более первозданном состоянии, чем интерьер.
История Управления Печорской железной дороги в нашем городе закончилась в 1959 году. Шесть дорог были объединены в единую Северную железную дорогу. Управление перевели в Ярославль. Здание решили переоборудовать под интернат. Эта реконструкция была проведена заключенными ИТК-4.
При капитальном ремонте чердачного перекрытия в 1970-х годах многие архитектурные формы пришлось убрать (роскошные потолочные розетки над люстрами и светильниками), многое пострадало и при переоборудовании здания под интернат.
С марта 1960 года в здании размещается школа-интернат № 2 (с августа 2000 года переименованная в Негосударственную общеобразовательную школу-интернат № 1 ОАО «РЖД»).