Памятники градостроительства

к списку
Здание железнодорожного вокзала станции «Котлас-Южный»
Здание железнодорожного вокзала | Фото П. Логинова. 2021 г. Здание железнодорожного вокзала. Фасад со стороны города. |Фото О. Анисимовой. 2014 г. Здание железнодорожного вокзала. Выход на перрон. |Фото О. Анисимовой. 2015 г.
Адрес: Архангельская область, город Котлас, улица 7 Съезда Советов, дом 55.
Описание памятника: Трёхэтажное каменное здание на железобетонном фундаменте. Третий этаж является техническим. Стены кирпичные, оштукатуренные, окрашенные. Кровля металлическая по деревянным стропилам. Здание асимметричное, крайние части здания отличаются по высоте и ширине. Длина здания – 100,63 м., ширина здания различна: от 11,17 м. до 17,67 м. Высота здания колеблется от 6,05 м. с южной стороны до 10,5 м. в центре. Площадь здания – 2393,2 кв. м. Здание возведено по индивидуальному проекту с выделением архитектурного стиля того времени – неоклассицизм, направление в архитектуре СССР с середины 1930-х до середины 1950-х годов. Можно выделить основные элементы неоклассического архитектурного стиля: стены, фронтоны, пилястры, своды, обрамление оконных проемов и карнизных выступов. Перед главным входом в здание расположена широкая лестница высотой в несколько ступеней, что придает выразительность входному проему, выполненному в виде величественной арки. Данная арка выполнена из стекла и позволяет максимально эффективно осветить внутреннее пространство вокзала. Над аркой выполнено продолжение стены в виде антаблемента и выступающей части наружной стены – декорированного карниза. Завершает данную композицию продолжение наружной стены с треугольным фронтоном, украшенным символом эпохи СССР. По бокам главного входа выполнены пилястры, имитирующие колонны (по 2 с каждой стороны) с установленными над ними антаблементами. С понижением от главного входа выполнены остальные корпуса здания вокзала. Средние части здания также выделены пилястрами, имитирующими колонны с капителями (по 5 с каждой стороны) и установленными над ними архитравами – прямолинейными перекладинами, перекрывающими промежуток над колоннами. Такой прием позволяет придать выразительность, объемность и грациозность зданию, как бы утапливая оконные проемы и искусственно увеличивая толщину стены. Средние части здания имеют на втором этаже прямоугольные оконные проемы, на первом – арочные оконные проемы. Крайние части здания вокзала выполнены чуть ниже средних частей. Средние и крайние части здания соединены между собой проходами, которые выделены большими арочными оконными проемами для максимального проникновения света внутрь помещений. Крайние части здания выполнены в виде пристроек в строгом архитектурном выражении без оформления декоративными элементами прямоугольных оконных проемов и дополнительных выступающих элементов в наружных стенах – колонн, пилястр и карнизов.
Дата постройки: 1957 год.
Исторические сведения:
Здание железнодорожного вокзала |Фото В. П. Хмелева.
Здание нового железнодорожного вокзала станции «Котлас-Южный» возводили рядом со старым. Строительство было начато в мае 1954 года силами строителей первого строительного участка дорстроя Печорской железной дороги. Для котлована было вынуто 5675 кубометров земли. В ноябре 1954 года фундамент закончили и бригада каменщиков А. Д. Гусева приступила к кладке стен, на которые израсходовали 986000 штук кирпича. На здание ушло 1346 кубометров бетона, 8655 метров электропроводки, 3778 метров различных труб, сотни тонн металла. 15 января 1957 года новый вокзал был открыт. Он вмещал три просторных и светлых зала для пассажиров пригородного и дальнего сообщений, украшенные лепниной, копиями картин известных художников. Сводчатые окна, высокие потолки, тридцатипудовые люстры с гирляндами хрустальных подвесок. В вестибюле мозаичный пол. По уровню сервиса и технической оснащенности вокзал станции «Котлас-Южный» не уступал лучшим вокзалам страны. В здании предусмотрели кассы для транзитных пассажиров, почтовое и телеграфное отделения, телефон и книжно-газетный киоск. Во всех залах располагались удобные овальные диваны, фонтанчики с питьевой водой. Для транзитных пассажиров работал ресторан. В вокзальных помещениях разместили бюро культурного обслуживания (где можно было заранее приобрести билеты), а также медицинский пункт первой помощи. В левом крыле второго этажа находились комнаты отдыха. В шести помещениях одновременно могли разместиться более 20 пассажиров. Сами комнаты отдыха отвечали всем требованиям гостиничного номера того времени. Правое крыло было предназначено для матерей с детьми. В нем располагались спальни на 18 мест, изолятор для заболевших в пути, душ и игровая комната. В декабре 1986 года на стене вокзала была укреплена мемориальная доска в память о стачке железнодорожников в 1905 году. Первый капитальный ремонт вокзала был начат в 2006 году, закончен в 2014. Мы благодарим за помощь Александра Анатольевича Костерева, начальника отдела архитектуры и строительства администрации МО «Котлас».

Литература:
  1. Посельская Е. Новое лицо города / Е. Посельская // Двинская правда.– 2014.– 4 апр.– С. 3.
  2. Котов И. А. Вокзал станции Котлас-Южный – визитная карточка города / И. А. Котов, И. В. Перминова // Двинские горизонты (исследования молодых летописцев Севера): Сб. материалов Мал. Стефан. чтений в рамках котласской гор. муницип. учебно-исслед. конференции старшекл. "Ломоносовские чтения" [г. Котлас, 21 февраля 2012 г.].– Котлас, 2013.– Вып. 6.– С. 66-74.
  3. Шептяков Н. В. 111 лет станции Котлас-Южный / Н. В. Шептяков // Проблемы развития транспортной инфраструктуры Европейского Севера России: Вып. 4: Материалы межрегион. науч.-практич. конференции [г. Котлас, 26-27 марта 2010 г.].– Котлас, 2010.– С. 149-150.
  4. Шадрин С. Вокзал южный – город северный / С. Шадрин // Северная магистраль.– 2007.– 20 апр.– С. 10.
  5. Климачева И. 50-летний юбилей вокзал "Котлас-Южный" встречает капитальным ремонтом / И. Климачева // Двинская правда.– 2006.– 20 сент.– С. 2.
  6. Емельяненко И. Ворота Котласа / И. Емельяненко // Двинская правда.– 1997.– 27 мая.– С. 4.
  7. Соколов Е. Чудесный подарок / Е. Соколов // Социалистический Север.– 1957.– 16 янв.– С. 2.
  8. Сергеев Н. Строится новый вокзал / Н. Сергеев // Социалистический Север.– 1956.– 27 апр.– С. 4.