Мемориальные доски

к списку
Создание Лимендского судостроительно-судоремонтного завода
Адрес: Архангельская область, город Котлас, улица Советская, дом 23 (здание энергомеханического отдела). Текст: «На Михейков–острове в 1915 году оборудован отстойный пункт для ремонта судов, который послужил базой для создания Лимендского Судостроительно–судоремонтного завода.» Дата установки:
Исторические сведения: Михейков остров находится в северной части города Котласа. До 1915 года остров был необитаем. Появление первых домов и жителей на острове относится к началу Первой мировой войны 1914 – 1918 годов, когда на остров от станции Котлас была построена железнодорожная ветка для вывоза каменного угля. В 1915 году на остров Михейков стал поступать в большом количестве из Архангельска английский уголь для Балтийского военно–морского флота и города Петрограда. Шла война и морские суда подвергались нападению врага. Перевозки каменного угля стали производить через Архангельский порт, далее по Северной Двине на Котлас, затем по железной дороге или реке на Петроград. Кроме угля перегружались другие стратегические грузы. Появление парового судоходства на реках Севера ускорило развитие промышленности села Котлас. Вместе с частными судами в 1885 году появляется на Северной Двине технический флот, принадлежащий Министерству путей сообщения, который базировался в Великом Устюге, где не было мастерских. Рост технического флота, громоздкого, с большим объемом ремонтных работ, потребовал хорошего затона. Затон решено было строить на Михейков острове. Этому способствовало то, что строительство железнодорожной ветки Котлас–Михейков, для вывоза каменного угля, потребовало перекрытия земляной дамбой полоя реки Вычегды, вместе с впадающей в него речкой Лимендкой. Это создавало удобный, совершенно безопасный затон с крупной акваторией. Затон занимал выгодное географическое положение на стыке слияния рек Вычегда и Малая Северная Двина. Близость затона к железной дороге, наличие населенных пунктов создавали хорошие условия для быстрого создания не только крупнейшего в бассейне затона, но и строительства впоследствии крупнейшего в системе Министерства речного флота судостроительно–судоремонтного завода с одной стороны и механических мастерских по ремонту технического флота по другому берегу затона. Место выбрали недалеко от железной дороги, там был расчищен лес. Летом 1915 года построили здание управления, механические, столярные мастерские и примитивную кузницу. Осенью в затон были поставлены на отстой и ремонт первые пароходы. Этим было положено начало строительству Лимендского судостроительно–судоремонтного завода.