Памятники техники

к списку
«Самолет Як-40»
Самолет «Як-40»  | Фото П. Логинова. 2021 г. Самолет «Як-40»  | Фото П. Логинова. 2021 г. Самолет «Як-40»  | Фото с сайта «Смородина». 2018 г.
Адрес: Архангельская область, город Котлас, бульварная зона напротив домов № 25, 29 по проспекту Мира. Описание памятника: Самолет «Як-40» – советский пассажирский реактивный самолет для местных авиалиний, трёхдвигательный турбореактивный низкоплан с задним расположением двигателей с прямым крылом и однокилевым, Т-образным оперением. Сконструирован в ОКБ имени Яковлева в 1964 году. Выпущен Саратовским авиационным заводом 28 февраля 1974 году. Заводской номер: 9410433. Бортовой номер: RA-87392. Длина самолета составляет чуть более 20 метров, высота – 6,5 метров, размах крыльев – 25 метров. Максимальная взлетная масса – 17200 кг (масса пустого самолета - 9850 кг). Максимальная скорость – 546 км/ч; максимальная высота полета 8000 м. Дальность полёта до 2 500 км. Дата установки: 2016 год. Исторические сведения:
Самолет заходит на посадку на старый аэродром |  Фото из фондов Котласского краеведческого музея
Самолёт установлен по инициативе ветеранов авиации в память котлашан-авиаторов, работавших в нашем городе в советское время. «Як-40» поставлен на месте взлетно-посадочной полосы старого аэродрома «Котлас-1», действовавшего с 1930-х годов до 1969 года. Аэродром (взлетно-посадочная полоса и аэродромные постройки) располагался по ширине – от улицы Маяковского до больничного комплекса, по длине – от улицы Невского до Болтинки. Город застраивался, и взлетно-посадочная полоса ограничивала его рост с восточной стороны. Строительство новой взлетно-посадочной полосы в районе «Раскорчиха» (район городского водозабора) закончилось в 1969 году. Впоследствии там вырос целый аэродромный комплекс «Котлас-2». На месте старого аэродрома появился новый микрорайон. Место установки памятника широко обсуждалось, в результате опроса на сайте администрации большинство жителей города высказалось за размещение самолета на проспекте Мира. Первоначально на бульварной зоне планировалось установить самолет «Ан-2», т. к. в основном именно эти самолеты обслуживал старый котласский аэродром до 1969 года. Но найти самолеты «Ан-2» не удалось. Самолет «Як-40» № 87392, установленный на бульваре, летал с 7 марта 1974 по 23 июля 1997 года. На его счету 32 тысячи часов полета и 28 тысяч посадок. После этого более 20 лет находился на стоянке в Котласском аэропорту. «Як-40» начали летать в Котлас с августа 1969 года уже на новый аэродром, первоначально они принадлежали Архангельскому авиаотряду и управлялись его экипажами. Первый собственный самолет «Як-40» появился в городе 5 января 1971 года. Собственный самолетно-моторный парк из «Як-40» значительно расширил географию полетов из Котласа и способствовал прокладке новых маршрутов. Силами ветеранов Котласского авиаотряда самолет был разобран до габаритов, способных разместиться на котласских улицах, перевезен на место стоянки на проспекте Мира и установлен в ночь на 22 декабря 2016 года. В мае 2017 года самолет был поднят на постамент.
Видео о транспортировке самолета на проспект Мира

Литература:
  1. Эммануилов А. На крыльях самолета прыгают по восемь человек / Артем Эммануилов; фото Лариса Батяева // Вечерний Котлас.– 2017.– 17 марта (№ 11).– С. 17 : фот. цв.
  2. Николаев Н. Воздушная гавань Котласа / Николай Николаев // Вечерний Котлас.– 2017.– 10 февр. (№ 6).– С. 26.
  3. Выдержат ли крылья самолета? // Двинская правда.– 2016.– 27 дек. (№ 147).– С. 1.: фот.– (Город и горожане).
  4. Белянина Ю. Самолет доставят из аэропорта за 395 тысяч рублей / Ю. Белянина // Вечерний Котлас.– 2016.– 7 окт.– С. 6.
  5. Кондакова К. На проспекте Мира приземлится самолёт / К. Кондакова // Вечерний Котлас.– 2014.– 5 дек.– С. 7.
  6. Самолет-памятник украсит город // Котласский курьер.– 2014.– 6 нояб.– С. 20.
  7. Михин В. П. Воздушная гавань Котласа / В. П. Михин, В. Б. Романов.– Котлас, 2008.– 274 с.: фото.
  8. Романов В.Б. Воздушная гавань Котласа / В. Б. Романов // Двинская правда.– 2007.– 10 апр.– С. 3
  9. Караваев В. Из Котласа - воздушные пути / В. Караваев // Двинская правда.– 1971.– 18 авг. (№ 134).– С. 1.
  10. Афанасьев П. «ЯК-40» в Котласе / П. Афанасьев // Двинская правда.– 1969.– 6 авг.– С. 3.