Самолёт установлен по инициативе ветеранов авиации в память котлашан-авиаторов, работавших в нашем городе в советское время.
«Як-40» поставлен на месте взлетно-посадочной полосы старого аэродрома «Котлас-1», действовавшего с 1930-х годов до 1969 года. Аэродром (взлетно-посадочная полоса и аэродромные постройки) располагался по ширине – от улицы Маяковского до больничного комплекса, по длине – от улицы Невского до Болтинки. Город застраивался, и взлетно-посадочная полоса ограничивала его рост с восточной стороны. Строительство новой взлетно-посадочной полосы в районе «Раскорчиха» (район городского водозабора) закончилось в 1969 году. Впоследствии там вырос целый аэродромный комплекс «Котлас-2». На месте старого аэродрома появился новый микрорайон.
Место установки памятника широко обсуждалось, в результате опроса на сайте администрации большинство жителей города высказалось за размещение самолета на проспекте Мира. Первоначально на бульварной зоне планировалось установить самолет «Ан-2», т. к. в основном именно эти самолеты обслуживал старый котласский аэродром до 1969 года. Но найти самолеты «Ан-2» не удалось.
Самолет «Як-40» № 87392, установленный на бульваре, летал с 7 марта 1974 по 23 июля 1997 года. На его счету 32 тысячи часов полета и 28 тысяч посадок. После этого более 20 лет находился на стоянке в Котласском аэропорту.
«Як-40» начали летать в Котлас с августа 1969 года уже на новый аэродром, первоначально они принадлежали Архангельскому авиаотряду и управлялись его экипажами. Первый собственный самолет «Як-40» появился в городе 5 января 1971 года. Собственный самолетно-моторный парк из «Як-40» значительно расширил географию полетов из Котласа и способствовал прокладке новых маршрутов.
Силами ветеранов Котласского авиаотряда самолет был разобран до габаритов, способных разместиться на котласских улицах, перевезен на место стоянки на проспекте Мира и установлен в ночь на 22 декабря 2016 года.
В мае 2017 года самолет был поднят на постамент.
Видео о транспортировке самолета на проспект Мира