Котлас в годы Великой Отечественной войны

Котласский эвакуационный пункт

Эвакуированные | Фото с сайта: http://www.mediazavod.ru/articles/152478
Железнодорожный вокзал, на который прибывали эвакуированные. | Фото из фондов Котласского краеведческого музея.
Школа № 2, где летом 1941 года располагалось общежитие эвакопункта. | Фото из фондов Котласского краеведческого музея.
Бывший Дом колхозника в Котласе, где летом 1941 года располагалось общежитие эвакопункта. | Фото из фондов Котласского краеведческого музея.
Клуб железножорожников, где летом 1941 года располагалась контора эвакопункта. | Фото из фондов Котласского краеведческого музея.
Речной вокзал, где осенью 1941 года разместился эвакопункт. | Фото из фондов Котласского краеведческого музея.
В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г. в Архангельскую область было эвакуировано из прифронтовой полосы по одним данным 79 968 человек, по другим – 79 859, из них мужского пола – 26 624, женского – 53 235, детей – 40 655. 24 964 человека поступили в область через Котласский эвакуационный пункт. Котласский эвакопункт начал свою работу 12 июля 1941 года. Главная задача эвакопункта состояла в приемке эшелонов с эвакуируемыми гражданами, снабжение их питанием, оказание медицинской помощи, формирование новых эшелонов и отправка их по назначению. Контора эвакопункта размещалась в клубе железнодорожников рядом с железнодорожной станцией. Начальником пункта был назначен секретарь Котласского городского комитета ВКП(б) Иван Васильевич Парамонов, заместителем по санитарной части - санитарный врач Котласского района Кокаровцева, заместителем по политической части – Чекмарев. Эвакопункт обслуживали 3 врача и 6 человек среднего медицинского персонала. На начальника пункта И. В. Парамонова возлагалось ведение точного учёта прибывших эвакуированных и распределение их по районам Архангельской области. На содержание эвакопункта было выделено из областного бюджета 50 тыс. руб., 30 тонн муки, 10 тонн мяса и 15 тонн кондитерских изделий. В распоряжение эвакопункта для размещения эвакуированных были переданы 8 зданий на 1500 мест: школа № 2, три железнодорожные школы, начальная городская школа, дом колхозника, клуб железнодорожников, интернат железнодорожной школы для организации приемника для детей сирот. Таким образом, из семи школ города пять были отданы под общежития эвакопункта. Руководители зданий в срочном порядке готовили их для приема эвакуированных, проводили необходимый ремонт и дезинфекцию. Через несколько дней на заводе Лименда были найдены дополнительные помещения на 500 мест за счёт уплотнения организаций и учреждений. Таким образом, эвакопункту принадлежало 11 зданий на 2000 мест. При каждом здании находился комендант и политработник. Организация питания была возложена на местные торговые организации. За эвакопунктом были закреплены пять столовых: Леспродторга, столовая № 1 общепита Архторга, Торгречтранса, Торгречтрансторгпита и кухня интерната железнодорожной школы. Питание эвакуированным было организовано бесплатно 2 раза в сутки из расчёта 5-6 руб. на человека. Кроме того, при всех общежитиях работали буфеты, была организована торговля продуктами питания. Для санобработки прибывших граждан использовали санпропускники на железнодорожной станции и в Лименде. Своего транспорта у эвакопункта не имелось, перевозка детей и вещей эвакуированных была возложена на Котласскую сплавконтору, трест Котласлес, Леспродторг, пристань Котласского СУРПа, облпотребсоюз, горкомхоз, Табакторг, руководители которых по первому требованию И. В. Парамонова выделяли необходимое количество лошадей и машин на станцию или на пристань. Первые эвакуированные прибыли в Котласский эвакопункт по железной дороге 13 июля в 21 час из города Сортавалы Карело-Финской ССР. Это были 63 семьи, состоящие из 172 человек. К 11 часам вечера разгрузка была завершена, все они направлены были для расселения в Сольвычегодский район. На следующий день 14 июля в 2 часа дня прибыла вторая партия эвакуированных, на этот раз из Мурманска и Мончегорска, в количестве 73 семей 203 человек. Все они были уроженцами Архангельской и Вологодской областей и Коми АССР, проживавшие и работавшие в указанных городах, и следовавшие к себе на родину. Через 4 часа разгрузка была завершена, и к 20 часам все они были отправлены домой. С первыми партиями эвакуированных Котласский эвакопункт справился успешно и оперативно. За первые четыре дня работы через него прошло около 450 человек: два организованных эшелона и граждане-одиночки, которые самостоятельно прибывали в Котлас для дальнейшего следования к себе на родину. Эвакопункт уже принимал первых эвакуированных, а вопросов нерешённых оставалось много: неизвестно было как производить расчёт с организациями и учреждениями за транспорт и питание, какое количество и на сколько дней выдавать продуктов питания для дальнейшего их следования до места расселения, куда отправлять детей сирот. Эвакуированных в Котлас везли железнодорожным и речным транспортом. К лету 1941 года железная дорога Коноша-Котлас не была достроена, движение поездов осуществлялось до станции Синега Вельского района, поэтому поезда шли в Котлас через Вологду и Киров. В военное время такая поездка могла составлять 11-12 суток. Пароходами и баржами по Северной Двине доставляли эвакуированных из Архангельска, куда они поступали с Кольского полуострова и Северной Карелии. Путь из Архангельска до Котласа занимал 5-6 дней. Пять-шесть дней женщины и дети вынуждены были томиться в баржах и на пароходах при жаре и большой скученности, многие дети заболевали желудочно-кишечными инфекциями. Первоначально правительство предполагало эвакуировать в Архангельскую область только граждан из Карело-Финской ССР, но в связи с быстрым продвижением противника в глубь страны, в область стали поступать жители Мурманской, Ленинградской, Московской и других областей и Прибалтики. Эвакуация проходила в спешке и, как следствие, все эшелоны поступали в область без поименных списков, и установить количество эвакуированных из других областей в первое время не представлялось возможным. Эвакуированных снабжали продуктами питания на всём пути следования. Часто эшелоны шли не по маршрутам, без всяких предупреждений, без начальников и конечных пунктов расселения. За два месяца с 12 июля по 10 сентября 1941 года через Котласский эвакопункт прошло 13 116 эвакуированных: из них отправлено организованным порядком 8305 человек в районы: Вилегодский – 1306, Ленский – 3667, Красноборский – 554, Котласский – 1855, Сольвычегодский – 923; неорганизованным порядком к месту жительства отправлено 4 626 человек: в районы Архангельской области – 2474, в Коми АССР – 623, в Вологодскую область – 1529. Кроме того, проследовало по пропускам и частично без них к месту родины 5 260 человек. Перевезено рабочих Главного управления лагерей железнодорожного строительства НКВД СССР с Мончегорска до 18 000 человек. В ноябре через Котласский эвакопункт прошло эвакуированных 12 568 человек. После прибытия и разгрузки эшелонов всех эвакуированных доставляли в клуб железнодорожников на регистрацию. Регистрацию не проходили те, кто возвращался к себе на родину в Котласский, Красноборский, Сольвычегодский и другие районы. Добравшись до Котласа, не заходя в эвакопункт, они покупали билеты и уезжали самостоятельно. После регистрации, во избежание вспышек инфекций, все проходили санобработку. После этого их кормили и направляли по необходимости в общежития, на станцию или пристать для дальнейшего следования в районы расселения. В Котласе из прибывших эвакуированных формировали новые эшелоны. Часть эвакуированных размещали в Сольвычегодском, Красноборском, Котласском, Вилегодском и Ленском районах. Их отправляли по рекам на пароходах, а из-за отсутствия или нехватки последних на баржах. 31 октября 1941 года, когда на реках начался образовываться лёд и речное сообщение было прервано, для перевозки эвакуированных по железной дороге в Вилегодский и Ленский районы использовали вагоны Севжелдорлага. Из Котласа по железной дороге доставляли эвакуированных в Коми АССР, по грунтовым дорогам и по рекам в ближайшие районы Вологодской и Кировской областей. Сотрудники эвакопункта стремились как можно быстрее принять эвакуированных, зарегистрировать, помыть, накормить, снабдить продуктами питания для дальнейшего следования и отправить в конечный пункт назначения. Поэтому эвакуированных более двух-четырех суток в Котласе старались не задерживать. В противном случае эвакопункт нёс большие затраты по их содержанию и питанию. Здесь надо отметить чёткую работу эвакопункта, горисполкома, горкома ВКП(б), железнодорожной станции и речной пристани. Начальник станции Котлас Воскресенский за сутки сообщал о прибывающих эшелонах с беженцами начальнику эвакопункта, а начальник пристани – обеспечивал первоочередное продвижение эвакуированных по всем направлениям. В дни большого скопления людей на пристани работали дополнительные кассы для оформления проездных билетов и багажа. Председатель Котласского горисполкома И. А. Баёв и секретарь горкома ВКП(б) И. В. Парамонов, он же начальник эвакопункта, лично отвечали за бесперебойное и быстрое продвижение эвакуированных к местам расселения. Задержка эвакуированных на эвакопункте свыше четырёх дней объяснялась двумя причинами: нерегулярным движением поездов в Коми АССР и отсутствием гужевого транспорта для отправки в районы. Некоторые эвакуированные по состоянию здоровья не могли следовать дальше и оставались на эвакопункте дольше положенного. В апреле-мае 1942 года из-за начавшейся распутицы и отсутствия транспорта пребывание эвакуированных на пункте увеличилось до двух недель. Осенью 1941 года школьные здания, занятые под общежития эвакопункта, были отданы под другие нужды. Освободить пришлось и клуб железнодорожников, и дом колхозника. Эвакопункт переехал в здание речного вокзала, там же находилось и общежитие на 250 мест. В Котласе в годы войны ощущалась острая нехватка помещений, поэтому органы власти не смогли подыскать подходящего бесплатного помещения и договорились с пристанью СУПРа об аренде речного вокзала за 3000 руб. в месяц. Навигация уже закончилась, и здание речного вокзала пустовало. В действительности помещение было выбрано удобное: рядом железнодорожный вокзал, следовательно, на транспортные перевозки тратиться не надо, на втором этаже ресторан Котласского отделения Торгречтранса, который удовлетворял потребность эвакуированных в питании полностью, на пристанях речного пароходства всегда можно было достать круглосуточно кипяток, кроме того, имелся медпункт, в котором всегда дежурил один врач и четыре медсестры. Таким образом, здание речного вокзала идеально подходило под эвакопункт. Котласский эвакопункт просуществовал 11 месяцев. 1 апреля 1942 года по решению Архангельского облисполкома он был ликвидирован. Закрыт 15 мая. На момент закрытия в нём оставалось 5 человек, ожидавших транспорта. За весь период его существования, т. е. с 12 июля 1941 года по 15 мая 1942 года, через него проследовало 59 309 человек, из которых размещено внутри области 24 964 человека. Остальные направлены в Коми АССР, Вологодскую, Кировскую и другие области.
Студенцова Екатерина, ведущий архивист Государственного архива Архангельской области.