Котласский драматический театр
В годы Великой Отечественной войны вместе со всеми трудящимися города с необычайным напряжением работал и Котласский драматический театр.
К началу Великой Отечественной войны театр в Котласе имел статус колхозно-совхозного. Театр обслуживал город Котлас, а также близлежащие районы: Котласский, Красноборский, Лальский, Опаринский и Подосиновский.
Базировался театр в невысоком одноэтажном деревянном здании клуба «Совкино» по адресу: улица Карла Маркса, 8, на месте нынешней гостиницы «Советская». Здание с печным отоплением, без подсобных помещений, без водопровода. Зрительный зал был маленьким, сцена не оборудована.
Народный артист РСФСР Иосиф Николаевич Конопацкий свою театральную деятельность начинал в Котласском театре, где работал с сентября 1940 года по 1944 год. Он вспоминал: «О начале войны мы узнали, будучи на гастролях в г. Сольвычегодске. Был чудесный летний день, мы играли днем на открытой площадке в саду «Чужого ребенка» Шкваркина, а вечером пришли играть в Дом культуры спектакль «Как закалялась сталь», сидели в большой комнате и гримировались перед началом спектакля, и вдруг вбегает наш администратор и со словами: «Товарищи, товарищи, слушайте», включает радиотарелку, и мы слышим перечисление областей, которые объявляются на военном положении. Началось бурное обсуждение этого события, оптимисты говорили, что война окончится за три месяца, пессимисты, что война не кончится раньше нового года, и никто на мог даже представить себе, сколько лет продлится эта война, и какие будут ужасные последствия.
И сразу же на другое утро два человека должны были явиться в военкомат, и артист Климов Иван Николаевич и гример Васильев уехали в Котлас. Позже ушел добровольцем на фронт и артист Кавязин Николай Григорьевич…». Так на протяжении всей войны из театра работники уходили на фронт.
Труппа театра, несмотря на неполный состав, работала сплоченно, дружно и плодотворно, вселяя в людей веру в победу.
Из воспоминаний И. Н. Конопацкого: «Во время войны Котласский театр работал очень много и интересно. Мы играли почти все новые пьесы, которые в то время появлялись, а также русскую и зарубежную классику».
Репертуар театра подчинялся требованиям военного времени. Основными темами в репертуаре являлись единство и сплоченность народа перед лицом врага, героизм воинов, патриотизм, раскрытие характера советского человека, отечественная история. Игрались спектакли: «Вынужденная посадка» М. Водопьянова и Ю. Лаптева, «Фельдмаршал Суворов» С. Пелова, «Петр Крымов» К. Финна, «Парень из нашего города», «Жди меня», «Русские люди» К. Симонова, «Нашествие» Л. Леонова.
Кроме работы в стационарном помещении театр выезжает со спектаклями и концертами на промышленные предприятия, заводы, запани, железнодорожный вокзал, в госпиталь. Творческий коллектив театра много гастролировал. Во время войны театр побывал в 15 районах области, дал 600 спектаклей и концертов.
Из воспоминаний И. Н. Конопацкого: «Каждый год две бригады артистов ездили обслуживать колхозников и речников во время посевной и уборочной компаний, много играли шефских концертов в госпиталях и воинских частях, ездили на гастроли в Княжпогост, Ухту, Воркуту, Нарьян-Мар и по области. Театр в то время пользовался большой популярностью, и, несмотря на то, что в городе был голод, каждый вечер театр был полон».
Условия работы в театре и жизни в городе были очень суровыми. Зимой зрители сидели в пальто, варежках и перчатках, т. к. в зрительном зале было холодно, а артисты при этом играли в легкой одежде.
Из воспоминаний И. Н. Конопацкого: «…Зима 1941 года была самая страшная, люди просто умирали с голоду, еды не было никакой. По карточкам давали немного хлеба, и все. По утрам по городу ездили сани и собирали на ж/д вокзале, на пристани, на базаре тела умерших.
Театр был прикреплен к какой-то столовой, и мы ходили туда за едой каждый день. Для этого мы выделяли двух дежурных, которые брали приспособленный для этого бачок для воды, привязывали его к санкам и везли в столовую, где нам по списку наливали «болтушку» – это мука, разведенная в воде – на работающего полагалось две порции, на иждивенца – одна. После репетиции все в театре выстраивались с бидончиками в очередь, и дежурные разливали болтушку по списку. Один стоял и длинной палкой с развилками мешал, а другой порционным черпаком разливал. Потом они менялись, так как мешать было тяжело. Все следили за этим и говорили: «Мешай, мешай!», чтобы гуща не оседала на дне».
Актриса Ирина Николаевна Алентова (мать народной артистки России Веры Алентовой) всю войну проработала в Котласском театре. И всю войну «подрабатывала на фабрике, где хоть как-то платили и давали карточки, вечером играла спектакли, а ночью, дома, пришивала пуговицы на солдатское белье, кальсоны и рубашки. И потом всю жизнь, хотя была удивительной рукодельницей, единственное, чего не могла, – это пришивать пуговицы. Слишком тяжелые были с этим связаны воспоминания».
При жизни, полной лишений, и тяжелейших условиях труда театр перевыполняет план, работает с прибылью. Более того, коллектив театра собирает деньги в фонд обороны на производство вооружения – строительство танков и самолетов. Деньги, собранные от спектаклей, сыгранных в свои выходные дни, и личные сбережения идут на постройку танковой колонны и в фонд помощи детям фронтовиков. За это коллектив театра дважды получил личную благодарность И. В. Сталина.
В 1943 году театр отказывается от государственной дотации, переходя на самоокупаемость. В этом году Котласский театр получает статус городского. Только за зимний сезон 1942-1943 годов театр дает 152 спектакля, которые посетило 45000 человек.
В годы Великой Отечественной войны артисты Котласского драматического театра внесли свой вклад в общее дело борьбы с врагом. В это суровое время коллектив театра отдал весь свой талант, все свое вдохновение на то, чтобы выразить чувства народа, его гнев, его любовь к своей родине, его великий героизм. И не только выразить, но и вдохновить на победу.
В те годы в театре работали актеры и режиссеры: И. Н. Алентова, А. А. Анатольев, Н. А. Арский, Н. В. Барнай, В. М. Быков, А. С. Глотко, В. Н. Горелов, И. Я. Горский, А. И. Долинская, А. П. Долинский, Н. В. Зорин, М. Ф. Зубекк, А Ф. Комарова, И. Н. Конопацкий, М. И. Лабунский, Р. Н. Модзалевский, М. А. Немчин, Е. И. Сахаров, И. И. Сахарова, С. А. Шамонтьев и другие. Художники: П. Н. Богданов, Е. В. Иевлев. Художественным руководителем театра был Марк Моисеевич Толчинский. Возглавляли театр А. П. Долинский (1941-1944) и Р. Н. Модзалевский (1944-1945).
Большая группа артистов и сотрудников театра после войны награждена медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Среди них артисты – И. Н. Алентова, В. Д. Живилова, И. Я. Суслов-Горский, А. С. Глотко, А. Ф. Комарова, А. И. Чернова, художник П. Н. Богданов, директор театра Р. Н. Модзалевский и художественный руководитель Н. В. Зорин.