«Пётр Первый и Север»
27 февраля студенты Котласского педагогического колледжа вновь собрались в библиотеке-филиале № 8 им. Э. Бояршиновой на исторический час «Пётр Первый и Север».
Мнения историков-краеведов о роли Петра Первого в судьбе и экономическом развитии Поморья разнятся. Одни говорят, что при Петре наш край получил своё развитие. Ведь именно при нём была построена Соломбальская верфь, с которой был спущен первый торговый корабль «Святой Павел», было построено Адмиралтейство в Архангельске. Другие историки им противоречат: Соломбальская верфь была построена ещё при Иване Грозном в 1581 году, а в 1602 году на этой верфи строил свои корабли Борис Годунов. И задолго до Петра был в Поморье огромный по тем временам флот торговых и промысловый поморских судов.
И вообще, столетие, предшествующее приходу к власти Петра Первого, считается поистине «золотым веком» в развитии Поморья. Именно в конце 16 века устанавливается морское сообщение между Московским государством и Англией; в период правления Ивана IV Грозного управление Двинской землёй передаётся от московских наместников к выборным головам; поход Ермака и завоевание Сибири открывают новые пути для промысла поморов за пушниной и бивнем моржа; в 1584 году появляется город Ново-Холмогор (с 1613 года – Архангельск). Идёт активная торговля с Западной Европой.
И получается, что то «окно», которое Пётр Первый «прорубил» в Европу, уже было прорублено, но он его быстро закрыл и сделал новое.
Реформы Петра Первого, как общероссийские, так и те, которые касались конкретно Поморья, отразились на экономике края самым пагубным образом. Все торговые суда должны идти только в Петербург, а в Архангельск привозить товаров не более, «чем потребно городу», т.е. только для личных нужд горожан.
Вот об этом и многом другом узнали студенты из рассказа библиотекаря.