В военных перевозках, объем которых на Северо-Печорской железной дороге возрастал из года в год, важное место занимал Котлас. Здесь 1 августа 1942 года разместилось Управление дороги. Из блокадного Ленинграда в город эвакуировали аппарат управления Ленинградской железной дороги. Его силами была организована эксплуатация Северо-Печорской железной дороги.
В условиях, когда область находилась на военном положении, к Котласу как к транспортному узлу и штабу железнодорожной магистрали предъявлялись повышенные требования.
Железнодорожники Котласа, как и весь многотысячный отряд северо-печорцев, все годы войны трудясь с большим напряжением, ускоряли продвижение составов с грузами, необходимыми для разгрома врага.
Все службы железнодорожного узла от начала до конца войны четко и бесперебойно обслуживали военные перевозки. Возглавлял локомотивное депо все годы войны А. И. Зинин.
На фронт из депо ушли 139 человек. Многие погибли.
В 1942 году в городе организовано вагоноремонтное депо.
В военные годы на транспортных предприятиях была «железная» дисциплина. За опоздания на работу на несколько минут, за малейшую провинность работников отдавали под суд. Женщины трудились наравне с мужчинами на самых тяжелых работах. Их обучали на курсах помощников машинистов паровозов и вместе с мужчинами они водили поезда, работали и кочегарами.
В коллективах широко развертывалось социалистическое соревнование. В первых рядах соревнующихся были паровозники. Они водили поезда точно по графику. Быстрое распространение в депо получило движение за экономию топлива и средств на ремонте паровозов, известное как движение лунинцев.
Развивая и закрепляя лунинские методы, машинисты депо С. Тюкавин, С. Дементьев, К. Кузнецов, Н. Корман, А. Копосов, Н. Логачев, И. Денисов и другие добивались заметных успехов в эксплуатации и содержании паровозов. В военное время родилась инициатива скоростного продвижения эстафетных угольных поездов, благодаря которой намного ускорился оборот вагонов.
Машинисты-лунинцы впервые в Котласе начали кооперированный промысловый ремонт паровозов. Если раньше промывку производила комплексная бригада в количестве 15 человек, то теперь весь ремонт производила паровозная бригада только своими силами. Коллектив депо успешно справлялся с планами подъемочных ремонтов.
Машинист С. Тюкавин весь период войны работал с перевыполнением норм технической скорости, не имел ни одного случая брака. Пример добросовестного отношения к труду показали ст. машинист С. Дементьев, машинисты Н. Корман, Анциферов, которые первыми проявили инициативу езды от Котласа до Пинюга без набора воды и топлива. И достигли технической скорости до 35 километров в час при норме 25,5. Они водили поезда с превышением весовой нормы на 100-150 тонн.
В 1942 году четыре паровозные бригады К. И. Кузнецова, Н. П. Кормана, А. П. Шулятьева и Н. М. Логачева объявили себя воинскими подразделениями и вошли в колонну имени Государственного Комитета Обороны.
В 1944 году котласские локомотивщики под руководством машиниста Степана Павловича Ошуркова доставили целый эшелон сэкономленного угля в Ленинград, попав по дороге под бомбежку.
Общая погрузка на Котласском железнодорожном узле к началу 1945 года возросла по сравнению с 1943 годом на 20 %, а по таким важнейшим народнохозяйственным грузам, как уголь, - на 40, пиломатериалы - на 50 %. За доблестный труд в Великой Отечественной войне правительство наградило тысячи тружеников Котласа орденами и медалями Союза ССР. Орденом Ленина награждены К. Кузнецов, С. Дементьев, А. Шулятьев, А. Карпов, Н. Бушманов, П. Дубровин, В. Рудаков.
В память о ратных и трудовых подвигах котласских железнодорожников в городе открыто несколько мемориальных досок.
Памятная доска работникам Котласского вагонного депо
Памятная доска работникам Котласского локомотивного депо
Памятная доска железнодорожникам за боевые и трудовые подвиги