Котлас в годы Великой Отечественной войны

Котласский железнодорожный узел в годы Великой Отечественной войны

Здание, где с 1 августа 1942 по 1 мая 1954 годы размещалось управление Печорской железной дороги. | Фото из фондов музея Сольвычегодского региона Северной железной дороги. 1958 г.
А. И. Зинин, начальник Локомотивного депо Котлас в 1939 - 1947 гг. | Фото из фондов музея Сольвычегодского региона Северной железной дороги.
Стахановец В. М. Комышев - старший рабочий паровозного депо станции Котлас, освоивший во время войны 5 профессий. | Фото П. Вознесенского. 1941 г. (Фото из Рос. гос. архива кинофотодокументов).
Работницы вагонного депо Котлас. 1943 г. | Фото из книги «Летопись Северной магистрали».
Машинисты Печорской ж/д. г. Котлас 1946 г. | Фото из фондов Котласского краеведческого музея.
Железнодорожный вокзал станции Котлас. | Фото из фондов Котласского краеведческого музея.
В военных перевозках, объем которых на Северо-Печорской железной дороге возрастал из года в год, важное место занимал Котлас. Здесь 1 августа 1942 года разместилось Управление дороги. Из блокадного Ленинграда в город эвакуировали аппарат управления Ленинградской железной дороги. Его силами была организована эксплуатация Северо-Печорской железной дороги. В условиях, когда область находилась на военном положении, к Котласу как к транспортному узлу и штабу железнодорожной магистрали предъявлялись повышенные требования. Железнодорожники Котласа, как и весь многотысячный отряд северо-печорцев, все годы войны трудясь с большим напряжением, ускоряли продвижение составов с грузами, необходимыми для разгрома врага. Все службы железнодорожного узла от начала до конца войны четко и бесперебойно обслуживали военные перевозки. Возглавлял локомотивное депо все годы войны А. И. Зинин. На фронт из депо ушли 139 человек. Многие погибли. В 1942 году в городе организовано вагоноремонтное депо. В военные годы на транспортных предприятиях была «железная» дисциплина. За опоздания на работу на несколько минут, за малейшую провинность работников отдавали под суд. Женщины трудились наравне с мужчинами на самых тяжелых работах. Их обучали на курсах помощников машинистов паровозов и вместе с мужчинами они водили поезда, работали и кочегарами. В коллективах широко развертывалось социалистическое соревнование. В первых рядах соревнующихся были паровозники. Они водили поезда точно по графику. Быстрое распространение в депо получило движение за экономию топлива и средств на ремонте паровозов, известное как движение лунинцев. Развивая и закрепляя лунинские методы, машинисты депо С. Тюкавин, С. Дементьев, К. Кузнецов, Н. Корман, А. Копосов, Н. Логачев, И. Денисов и другие добивались заметных успехов в эксплуатации и содержании паровозов. В военное время родилась инициатива скоростного продвижения эстафетных угольных поездов, благодаря которой намного ускорился оборот вагонов. Машинисты-лунинцы впервые в Котласе начали кооперированный промысловый ремонт паровозов. Если раньше промывку производила комплексная бригада в количестве 15 человек, то теперь весь ремонт производила паровозная бригада только своими силами. Коллектив депо успешно справлялся с планами подъемочных ремонтов. Машинист С. Тюкавин весь период войны работал с перевыполнением норм технической скорости, не имел ни одного случая брака. Пример добросовестного отношения к труду показали ст. машинист С. Дементьев, машинисты Н. Корман, Анциферов, которые первыми проявили инициативу езды от Котласа до Пинюга без набора воды и топлива. И достигли технической скорости до 35 километров в час при норме 25,5. Они водили поезда с превышением весовой нормы на 100-150 тонн. В 1942 году четыре паровозные бригады К. И. Кузнецова, Н. П. Кормана, А. П. Шулятьева и Н. М. Логачева объявили себя воинскими подразделениями и вошли в колонну имени Государственного Комитета Обороны. В 1944 году котласские локомотивщики под руководством машиниста Степана Павловича Ошуркова доставили целый эшелон сэкономленного угля в Ленинград, попав по дороге под бомбежку. Общая погрузка на Котласском железнодорожном узле к началу 1945 года возросла по сравнению с 1943 годом на 20 %, а по таким важнейшим народнохозяйственным грузам, как уголь, - на 40, пиломатериалы - на 50 %. За доблестный труд в Великой Отечественной войне правительство наградило тысячи тружеников Котласа орденами и медалями Союза ССР. Орденом Ленина награждены К. Кузнецов, С. Дементьев, А. Шулятьев, А. Карпов, Н. Бушманов, П. Дубровин, В. Рудаков. В память о ратных и трудовых подвигах котласских железнодорожников в городе открыто несколько мемориальных досок.

Памятная доска работникам Котласского вагонного депо Памятная доска работникам Котласского локомотивного депо Памятная доска железнодорожникам за боевые и трудовые подвиги



Библиографический список:
  1. Дундуков А. «Ленинградская» страница истории Котласа / А. Дундуков; подготовила Г. И. Панькова // Вечерний Котлас.– 2015.– 11 марта.– С. 12.
  2. Шептяков Н. В. История Котласского железнодорожного узла в 1942-1945 гг.: (по материалам газеты "Большевистский транспорт") / Н. В. Шептяков // Проблемы развития транспортной инфраструктуры Европейского Севера России: Материалы межрегион. науч.-практич. конференции [г. Котлас, 6- 7 апр. 2012 г.].– Котлас, 2012.– Вып. 5.– С. 153-164.
  3. Шептяков Н. В. Котласский железнодорожный узел в 1942-45 годах / Н. В. Шептяков / Магистраль – моя судьба.– Котлас, 2012.– С. 10-21.
  4. Шептяков Н. В. 111 лет станции Котлас-Южный / Н. В. Шептяков // Проблемы развития транспортной инфраструктуры Европейского Севера России: Вып. 4 : Материалы межрегион. науч.-практич. конференции [г. Котлас, 26-27 марта 2010 г.].– Котлас, 2010.– С. 138-151.– Библиогр. в конце ст.
  5. Линде Ю. Как Котлас стал центром Печерской железной дороги / Ю. Линде; Записал Д. Горынцев // Вечерний Котлас.– 2007.– 14 дек.– С. 12.
  6. Талых Ф. Г. Путь к победе / Ф.Г. Талых // Вечерний Котлас.– 2002.– 9 мая.– С. 5.
  7. Логинова Н. Вклад в Победу железнодорожников котласского узла / Н. Логинова // Не забывается такое никогда: сб. материалов краевед. чтений к 55-летию Победы [г. Котлас, 15 апр. 2000 г.].– Котлас, 2000.– С. 11–13.
  8. Ракитин В. Ф. В годы Великой Отечественной / В. Ф. Ракитин // Двинская правда.– 1990.– 9 февр.– 2-3, 12 февр.– С. 2.
  9. Ракитин В. Ф. Котласские железнодорожники – фронту / В. Ф. Ракитин // Двинская правда.– 1976.– 8 мая.– С. 3.
  10. Ошурков С. П. Эшелон топлива идет в Ленинград / С. П. Ошурков // Двинская правда.– 1975.– 24 янв.– С. 3.