«Последняя война Российской империи»
110 лет назад, 1 августа 1914 года, Россия вступила в Первую мировую войну. Это первый военный конфликт мирового масштаба, в который были вовлечены 38 из существовавших в то время 59 независимых государств.
Долгих четыре года продолжались кровопролитные сражения Первой мировой войны. Итог – 10 миллионов убитых, 22 миллиона раненых. Четыре мощные, экономически развитые державы — Россия, Германия, Австро-Венгрия и Османская империя — прекратили свое существование.
Россия в результате своего участия в Первой мировой войне потеряла: около 1 миллиона квадратных метров территории, потеряно примерно 1/4 населения, 1/4 пахотных земель и 3/4 угольной и металлургической промышленности.
С Первой мировой войны начинается один из самых тяжелых периодов в истории России, когда под вопросом оказалось само существование российского государства.
События той кровопролитной войны получили отражение в русской и мировой литературах. О войне писали очевидцы и современники событий, а также непосредственные её участники. Предлагаем вам подборку художественных произведений о Первой мировой из фондов центральной библиотеки.
12+
Евгений Авдиенко «Последние солдаты империи»
«Роман «Последние солдаты империи» поначалу был задуман как одна самостоятельная книга; я почему-то был абсолютно уверен, что легко смогу вместить в одно произведение все четырехлетние события, которые начались с убийства эрцгерцога Франца Фердинанда, а закончились 17 июля 1918 года расстрелом царской семьи — по моему мнению, именно убийство царя Николая и поставило жирную точку на вековом имперском величии России...
Вам предстоит прочитать произведение, которое охватывает всего лишь первый год той жестокой войны. Далее последуют другие, еще более страшные и драматичные события, которые до основания разрушат самое большое в мире государство и повергнут огромную страну в хаос и анархию» (Евгений Авдиенко).
16+
Анри Барбюс «Огонь»
Окопный кошмар Первой мировой. Роман «Огонь» французского писателя Анри Барбюса основан на двадцати двух месячном опыте в окопах Первой мировой войны, куда писатель отправился добровольцем.
На фронте Барбюс вел военный дневник, в котором записывал пережитый опыт, высказывания солдат и делал разнообразные записи. Эта записная книжка послужила основой романа.
Автор вскрывает истинные причины и бичует виновников развязывания Первой мировой войны, показывает, как просыпается сознание солдат — будущих участников революционного движения.
12+
Борис Васильев «Дом, который построил дед»
Роман «Дом, который построил Дед» знакомит читателей с молодым поколением дворянского рода Олексиных. Судьбой им были уготованы тяжкие испытания: Первая мировая война, отречение государя, революция, Гражданская война…
Разлом российской государственности повлек за собой и раскол семьи, заставив ее членов стать по разные стороны баррикад. Но главный герой, с честью пройдя через многие мытарства, до конца остался верен себе, своему долгу и своему Отечеству.
16+
Ричард Олдингтон «Смерть героя»
Английский писатель Ричард Олдингтон был участником Первой мировой войны. Мучительная острота воспоминаний о пережитом на войне, потребность рассказать всю правду о мировой бойне побудили писателя написать антивоенный социально-психологический роман.
«Смерть героя» — это роман о «потерянном поколении». Олдингтон рассказал о трагедии молодого поколения, сломленного и раздавленного войной. Писатель так говорил о своем романе: «...Эта книга, в сущности, — надгробный плач, слабая попытка создать памятник поколению, которое на многое надеялось, честно боролось и глубоко страдало».
16+
Борис Пастернак «Доктор Живаго»
За роман «Доктор Живаго» Борису Пастернаку присуждена Нобелевская премия по литературе с формулировкой «за продолжение традиций великого русского эпического романа».
В центре повествования — судьба русского врача и поэта Юрия Живаго, испытавшего на себе все тяготы первой трети русского ХХ века — Первой мировой, революции, Гражданской войны, военного коммунизма и НЭПа. Во всех перипетиях Живаго, внешне спокойный и немного «пассивный», влюбчивый и грешный, остается верным собственным принципам жертвенности и неучастия в насилии. На войне и в мирное время он служит людям — лечит их, утешает, сочиняет стихи и отказывается от эмиграции, потому что «мужчина должен, стиснув зубы, разделять судьбу родного края».
12+
Валентин Пикуль «Честь имею»
Многоплановый, остросюжетный роман. Главный герой — офицер Российского Генерального штаба, ставший разведчиком и волею судеб оказавшийся свидетелем политических интриг империалистических кругов, заинтересованных в развязывании Первой мировой войны.
Читателя не оставит равнодушным яркий образ героя, для которого превыше всего честь, долг, патриотическое служение Отечеству.
16+
Эрих Мария Ремарк «На Западном фронте без перемен»
В предисловии автор говорит: «Эта книга не является ни обвинением, ни исповедью. Это только попытка рассказать о поколении, которое погубила война, о тех, кто стал её жертвой, даже если спасся от снарядов».
Название романа — несколько изменённая формулировка из немецких сводок о ходе военных действий на Западном фронте.
12+
Сергей Сергеев-Ценский «Брусиловский прорыв»
Исторический роман Сергея Сергеева-Ценского повествует о том, что происходило во время крупнейшего (и, конечно же, одного из самых кровавых) сражений Первой мировой войны — Брусиловского прорыва, и как это повлияло на дальнейший ход истории. Генерал Брусилов повел Русскую армию против Австро-Венгрии и Германии и занял Галицию, Волынь и Буковину, но при этом «положил» ужасное количество своих солдат.
Эта книга — великолепный пример того, как исторические факты оживают для нас спустя годы, вызывая множество этических вопросов.
16+
Алексей Толстой «Хождение по мукам»
Трилогия «Хождение по мукам» включает в себя романы «Сестры», «Восемнадцатый год» и «Хмурое утро», каждый из которых написан настолько по-разному, что впору усомниться, что их писал один человек. Первая мировая война тут не сразу ошарашивает героев и читателя, а постепенно, захватнически посягает на привычную повседневность персонажей.
1914 год начинается в Петербурге, где живут сестры Катя и Даша Булавины, увлеченные популярным декадентским поэтом. Но от модернистской эстетики начала века скоро ничего не остается. В жизни девушек появляются Вадим Рощин и Иван Телегин, с которыми на протяжении всей книги они то расстаются, то воссоединяются. Виной тому — Первая мировая, а затем и Гражданская война, не щадящая ничьи чувства и вносящая в судьбу коррективы, справиться с которыми оказывается почти невозможно.
16+
Эрнест Хемингуэй «Прощай, оружие!»
Роман, прославивший Эрнеста Хемингуэя. Первая — и лучшая! — книга «потерянного поколения» англоязычной литературы о Первой мировой.
Книга о войне, на которой наивные мальчишки становились «пушечным мясом» — и либо гибли, либо ожесточались до предела. О войне, где любовь — лишь краткий миг покоя, не имеющий ни прошлого, ни будущего... О войне — о которой хочется забыть, но нельзя не помнить!..