В 1901 году в Москве состоялось открытие Виндавского вокзала.
Рождение вокзала связано с бурным ростом российской внешней торговли в конце XIX века, когда была построена Московско-Виндаво-Рыбинская железная дорога, напрямую связавшая первопрестольную с незамерзающим балтийским портом Виндава (ныне Вентспилс). Здание было сооружено по проекту маститого петербургского архитектора Станислава Бржозовского, поручившего следить за постройкой молодому коллеге Юлиусу Дитриху.
Фасад здания был выполнен в старинном русском стиле и состоит как бы из трех теремов, соединенных по первому этажу крытыми переходами. Центральная часть и крылья вокзала - в два этажа. Украшают здание практически все элементы, встречающиеся в русской архитектуре XVII века - разнообразной формы окна, наличники, кокошники, бегунки, поребрики. Современники единодушно отметили большой вкус и достоинства избранного варианта.
Внешний облик вокзала с тех пор не менялся, а вот название не раз. Со времени постройки и до 30-х годов это был Виндавский, затем Балтийский, Ржевский и с 1946 года стал именоваться Рижским. Тот, кто никогда не бывал на самом вокзале, может представить его по фильму Эльдара Рязанова "Вокзал для двоих", главное действие которого как раз разыгрывается в интерьере московского Рижского вокзала.